Установивший бронзового «скрипача Моню» ростовчанин задумал спасти «Петровский кораблик»

2022-07-05 20:21:09

О печальной судьбе скульптурной композиции «Петровский кораблик» напомнил постоянный читатель сайта «Вечерний Ростов», известный городской общественник Николай Ларин. Прекрасный памятник, с которого начинается центральная улица — Большая Садовая, находится в таком плачевном состоянии, что коренным ростовчанам становится стыдно за свой город, имеющий статус южной столицы.

ОТ МОНИ К ПЕТРУ

Судьба «Петровского кораблика» небезразлична многим ростовчанам. Не раз журналистам «Вечернего Ростова» задали вопрос: этот памятник установлен на большой Садовой улице рядом с редакцией «Вечернего Ростова». Почему вы не позаботитесь о его починке, а точнее уже реставрации, поскольку от прекрасной скульптуры уже мало что осталось?

Мы не раз отвечали, что соседство здания редакции с этим памятником может обязать только морально. Юридически он находится на муниципальной земле, следовательно является собственностью муниципалитета. И мы просто не имеем права принимать каких-либо действий, связанных с муниципальным имуществом. Хотя душа у нас тоже болит за петровский кораблик, как и у большинства ростовчан.

Николай Ларин — известный ростовский общественник. Он имеет полное право судить о ростовских памятниках, поскольку явился инициатором создания и установки бронзовой скульптуры «Скрипач Моня» на Пушкинской улице. Более того — он вложил из личных средств значительную часть суммы, необходимой на отливку Мони. И настоял на том, чтобы памятник был установлен на улице Пушкинской, хотя против этого возражал другой ростовский общественник, оказавшийся в меньшинстве. Николай Ларин не столь богатый человек и, чтобы этот проект осуществился, он взял банковский кредит. Который выплачивает до сих пор, в то время как ростовчане и гости Ростова фотографируются рядом с Моней.

На открытие памятника скрипачу Моне приехал сам Александр Розенбаум — автор песни о легендарном ростовчанине.

Осуществив один большой проект, Николай Ларин решил заняться спасением петровского кораблика. И сразу выяснил интересный момент: эта скульптурная композиция не состоит на учете как памятник в муниципальном Центре по сохранению и популяризации памятников истории и культуры города Ростова-на-Дону . Соответственно, на ее содержание, ремонт, реставрацию не выделяются необходимые средства. А ведь этот памятник не просто красив, он посвящен основанию нашего города, легендарным петровским и елизаветинским временам. И он сам стал частью истории Ростова.

О том, кем и когда, при каких обстоятельства была изготовлена композиция «Петровский кораблик», вы не найдете сведений в Интернете. Но вся эта история есть в распоряжении «Вечернего Ростова». И мы охотно ею делимся с нашими читателями!

ПОДАРОК ЛЮБИМОМУ РОСТОВУ

В середине 70-х годов городские власти задумались как отметить 230-ю годовщину основания Ростова-на-Дону. Эту дату было решено праздновать впервые, и по такому случаю установить в городе какой-нибудь памятный знак. Место и выбирать не приходилось: недавно было построено здание Пригородного железнодорожного вокзала, а въезд на центральную магистраль Ростова — улицу Энгельса (ныне Большую Садовую) оказался совсем не оформлен.

На левом снимке — «Петровский кораблик» в 90-х годах, на правом — так он выглядит сейчас.

Был объявлен конкурс, в котором участвовали не только ростовчане, но и столичные художники и скульпторы. Кстати, в состав жюри этого конкурса, помимо представителей горисполкома, ВЦСПС, вошла и редакция газеты «Вечерний Ростов». Было представлено 23 проекта, и лучшей была признана работа скульптора Геннадия Холодного и архитектора Александра Григорьева.

Их проект подразумевал создание в начале улицы Энгельса целого комплекса. Это не только петровский кораблик. Стена, на которой закреплен кораблик, сделана в виде грота. Это место, где находилась таможня. Отсюда начинался Ростов. И в те далекие времена на этом месте берег крутыми глыбами ракушечника нависал над Темерником. Грот — это аналогия к реальному ландшафту, существовавшему в XVIII веке.


На стене рядом с корабликом были закреплены девять гигантских ядер. И это тоже не случайно. В устье Темерника постоянно базировались девять военных кораблей в полной боевой готовности: на южной границе России и в те времена было неспокойно.

Теперь о кораблике. Его вес — 700 килограммов, он изготовлен из медного листа полуторамиллиметровой толщины. Внутри кораблик полый. На его изготовлением скульптор Геннадий Холодный трудился полтора года. Работал в одиночку, в мастерской на улице Береговой. Использовал молоток, выколотку, инструмент для чеканки.

Мастер говорил, что не ставил перед собой задачи скопировать какой-то конкретный корабль петровской флотилии. Этот фрегат, один из тех, что делали в XVIII веке на верфях в Воронеже, и через донские отмели они шли в Азовское море, порой останавливаясь в устье Темерника. У кораблика соблюден правильный такелаж, вооружение, расположение мачт. Устанавливала кораблик бригада монтажников из «Южсталькострукции». Скульптура закреплена на массивной металлической тумбе, обложенной декоративным камнем.


На открытие скульптурного знака собралось множество ростовчан. Все восторгались работой мастера. И по сей день кораблик остается одной из ростовских достопримечательностей: возле него, как и возле скульптуры «Читатель «Вечернего Ростова», находящейся неподалеку, любят фотографироваться прохожие.

Бронзовый «Читатель «Вечернего Ростова» находится по соседству с Петровским корабликом».

Ростовский кораблик приметили из других городов Советского Союза. Похожие скульптуры вскоре появились в Одессе, Евпатории, Набережных Челнах. И они находятся в гораздо лучшем состоянии, чем их ростовский предтеча и собрат.

ЧЕРНОЕ ДЕЛО ВАНДАЛОВ

Еще относительно недавно, в 90-х годах, петровский кораблик пребывал в целостности и сохранности, несясь по воображаемым волнам с раздутыми парусами. Но вскоре для него наступили черные дни.

Авторы памятника, позаботившись о его красивом виде, не подумали совершенно об его антивандальной защите. Ну не было в 70-х годах, в советское время, тех самых охотников за цветметом, коих развелось слишком много в «лихих 90-х»!

С памятника начали обдирать медные паруса. Забраться на кораблик не было проблем. Привокзальные бомжи, вооружившись ломиками, лезли на кораблик. чтобы отколупнуть очередной кусочек металла и променять его на стоимость бутылки паленой водки. Надо ли говорить, что очень быстро петровский фрегат лишился всех своих парусов и оснастки?

Свою нехорошую лепту в дело разрушения внес и трамвай, однажды сошедший с рельсов на повороте прямо за памятником и въехавший в декоративную стенку. на которой были закреплены пушечные ядра. Часть из чугунных шаров была разбита и утрачена безвозвратно.

Массивную чугунную цепь, которая сковывала ядра, охотники за металлами умыкнули еще раньше.

— Кораблик варварски изуродован, — констатирует Николай Ларин.- Не хватает многих деталей, утрачены часть пушек и парусов. На корпусе корабля видны следы от ломика: это поработали охотники за цветными металлами. Скульптура потеряла свой первоначальный вид.

Но может случиться и другая беда. Автор памятника Геннадий Холодный не раз предупреждал при своей жизни, что сам кораблик может рухнуть с постамента при сильном ветре, под тяжестью собственного веса. Дело в том, что каждые десять лет этой скульптуре положено проводить регламентные работы, а они не проводились ни разу. В частности, необходимо менять кронштейн, которым кораблик крепится к тумбе. Просрочены несколько регламентных сроков, и под корабликом стало просто опасно находиться. Его обрушение возможно в любой момент.

— Каков же план действий по спасению кораблика? — задаю вопрос Николаю Ларину.

— Прежде всего, в этом деле должна сплотиться группа неравнодушных ростовчан. Надо наконец добиться, чтобы «Петровский кораблик» признали памятником. Если необходимо, проведем общественные акции, чтобы привлечь внимание городских властей к этой проблеме. И примем посильное участие в его восстановлении.

Хорошие планы непременно должны сбыться. Но доживет ли сам «Петровский кораблик» до своего спасения?

Александр ОЛЕНЕВ.