Из истории свирских лагерей

2021-01-25 16:39:18

В наступившем году исполнится 90 лет со дня официального создания на территории Лодейнопольского и Подпорожского районов сети исправительно-трудовых лагерей под общим названием Свирлаг, столицей которого считалось Лодейное Поле. Свою короткую историю он начал по документам 17 сентября 1931 года, хотя лагерные будни под вывеской лесозаготовительных отделений УСЛАГа начались на берегах Свири раньше.

В связи с этой юбилейной датой в нашей истории мы будем знакомить читателей газеты с интересными воспоминаниями и документами на тему репрессий и будем признательны, если кто-то поделится своими воспоминаниями, документами или фотографиями, имеющими отношение к Свирлагу.

Точная дата его закрытия пока неизвестна. Встречаются записи о ликвидации Свирлага после вердикта комплексной проверки НКВД, проведённой в 1935 году, о его неспособности эффективно заниматься лесозаготовками. По косвенным упоминаниям в разных письменных источниках того периода, которые удалось обнаружить в архивах, официально ИТЛ «Свирлаг» прекратил своё существование во второй половине 1937 года. Но его заключённые, по воспоминаниям очевидцев, продолжали работать на тех же участках, ночевали в бараках и отбывали свой срок под наблюдением тех же охранников вплоть до подхода к Свири финских войск в сентябре 1941 года. Об этом свидетельствуют и документы местных ЗАГСов, в которых фиксировались бракосочетания, рождения и смерти живущих поблизости людей, включая сотрудников лагерей.

Немалую долю подконвойных строителей после победы в Великой Отечественной войне составляли венгерские и немецкие военнопленные, могилы которых с памятниками навсегда остались на свирских берегах.

Заключённые участвовали в строительстве первой гидростанции на Свири, а после пуска в эксплуатацию Нижне-Свирской ГЭС были переведены на постройку Верхне-Свирской. Работы прервала война. После неё заключенные участвовали в восстановительных работах в Присвирье и достраивали вторую гидростанцию. По поручению Совета Министров СССР от 26 июля 1949 года министру внутренних дел численность заключенных на строительстве Верхне-Свирской ГЭС была доведена до 7 тысяч человек, чтобы запустить её в срок в 1951 году. Приписывалось привезти еще две тысячи арестантов спецконтингента из Ленинградской и Новгородской областей. В большинстве своём это были обычные уголовники.

Общая численность заключённых свирских лагерей за время их существования превышала 100 тысяч человек, около 20 тысяч из них умерли и похоронены на территории Лодейнопольского и Подпорожского районов, ни одно из мест массовых лагерных захоронений пока памятником не отмечено. В отдалённых частях Присвирья, на месте лесных лагерей, ещё сохранились остатки лагерных бараков и хозяйственных построек с насыпями узкоколеек и множеством предметов лагерной деятельности. В городах Лодейное Поле и Подпорожье сохранилась часть построек лагерного периода, а в местных храмах почитаются иконы свирских новомучеников, созданные уже в нынешнем веке.

Продолжается работа по сбору информации о свирских лагерях и судьбе их узников, в числе которых были известные люди России. В частности, знаменитый генерал и учёный Андрей Евгеньевич Снесарев, фрагменты дневников которого мы продолжим публиковать в этом памятном году.

«5 апреля 1932 г., вторник.

…Идет дождь, погода дрянь, холодно, сыро. А они двигаются в дорогу (их идет 100 человек), а они обуты в валенки, многие в лапти. Они представляют жалкую группу: впереди 56 мужчин, сзади 44 женщины. Их выстраивают, и они, сопровождаемые 3-4 стрелками, двигаются по речной дороге, которая покрыта водою. Мне как-то жалко и стыдно выйти их проводить, и я лишь издалека вдогонку им посылаю мою скорбную молитву… Некоторые падали на дороге и вертались назад, а сколько их должны заболеть… Не хочу в жизни больше видеть таких картин!»

Подготовил Пётр ВАСИЛЬЕВ