В свое время в конституции Казахстана было зафиксировано, что статус Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы является неизменным. Но как предупреждали англичане Man proposes but God disposes. И вчера инициатор внесения в конституцию поправок о своем неизменном статусе, вынужден был согласится с этой истиной, заявив, что у него нет гарантированных конституцией пожизненных полномочий и что он всего лишь скромный пенсионер.
Конечно, все понимают, что Назарбаев не является просто пенсионером, что он занимает особое место в нашей истории. Но политик, сыгравший очень большую роль в новейшей истории страны, возглавлявший ее последние тридцать лет, сам превратил себя в пенсионера, устранившись от своего народа в самые тяжелые для него дни. И вчерашний выход на публику был уже неисправимо запоздалым. Он уже не мог объявить – «Я, как Елбасы, обращаюсь к народу Казахстана», ведь так он должен был обратиться к казахстанцам 5-6 января. Поэтому он сегодня не может быть публичной политической фигурой, хотя, возможно, он сохранил некоторые теневые ресурсы.
Однако запоздалое выступление Назарбаева интересно не только для понимания его политического краха. Для нас важно – когда наступит время прощания Токаева – он также не столкнулся с теми же требованиями, как его предшественник. И поэтому мы должны объяснить себе заключительные слова Назарбаева, где он благодарит народ за поддержку его курса на модернизацию и проведенных им реформ. Объяснить себе причины неудачи нашей постсоветской модернизации, а также реформ, приведших нас к сегодняшнему результату. И если мы сможем честно признаться себе во всех наших слабостях, не позволившим нам модернизироваться, то тогда, возможно, мы сможем в будущем реформировать нашу страну. Но здесь очень важно избежать сведения реформ только к политическим и экономическим решениям. Здесь важно понять, что главное для нас - это реформирование самих себя. Чтобы из объекта «реформ», которым мы были и остаемся, мы смогли стать субъектом реформ.
Но при всех политических метаморфозах последних дней, наш народ все еще сохраняет свою психологическую константу, в виде патерналистской установки, основанной на идее первенства власти во всех сферах общества, в том числе и в деле его реформирования. Эта установка формирует представления о необходимости руководящей силы и направления им народа, как руководили им и направляли его до сегодняшнего дня. На основе этой установки народ считал и считает себя ведомой группой во главе с партией и его вождем. И сохранение такой установки приводит к тому, что, хотя елбасы ушел, но идея елбасизма осталась, и что она все еще определяет мышление наших людей. Со всеми неизбежными последствиями для будущего нашего народа.
Есет ЕСЕНГАРАЕВ, политолог, социолог, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института экономических и правовых исследований Карагандинского университета Казпотребсоюза
Публикация со страницы автора в Facebook