В Ростове-на-Дону будет установлен памятник советским летчикам Борису Капустину и Юрию Янову. Информация о подготовке основания памятника опубликована на сайте государственных закупок. 6 апреля 1966 года Капустин и Янов ценой своей жизни спасли мирных жителей Западного Берлина от падающего самолета. В Ростове именем Капустина названа улица в Ворошиловском районе, на ней и предлагается поставить памятник.
Борис Капустин с трехлетнего возраста жил в Ростове, пережил оккупацию. Учился в школе № 51, а в конце сороковых поступил в военное авиационное училище. С 1960 года Борис Капустин служил на территории Германии. Его 668-й бомбардировочный авиаполк 24-й воздушной армии дислоцировался в городке Финов. Там Капустин летал шесть лет, до дня своей гибели 6 апреля 1966 года.
Капустин и Янов участвовали в перегоне пяти новейших самолетов Як-28П с заводского аэродрома на аэродром города Кетен, юго-западнее Берлина. Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик был создан в 1960 году, и в то время считался секретной разработкой наших конструкторов.
Что же произошло в небе над густонаселенным берлинским районом Шпандау? Как явствует из документов, на 12-й минуте полета, или через четыре минуты после набора высоты произошел отказ сразу двух двигателей. В тот день была низкая облачность. Когда Капустин и штурман Янов снизились под облака, то увидели под собой Берлин. Вдали виднелись река Шпрее, озеро и широкая поляна за ним. Решение пришло мгновенно: попытаться, пользуясь набранной скоростью, дотянуть до озера и приводниться на нем.
Янов и Капустин погибли на глазах сотен свидетелей, которые потом рассказывали о трагедии в немецких газетах. Так, строитель Юрген Шрадер, работавший на строительстве 25-этажного дома, описывает, как из-под облаков вдруг вынырнул самолет, за которым тянулся черный шлейф дыма. Он двигался толчками: видимо летчики отчаянно пытались запустить двигатели.
Самолет последним усилием преодолел два жилых многоэтажных дома, едва не чикнув фюзеляжем по антеннам на крыше. Летчикам еще удалось перелететь через дамбу, по которой шло оживленное автомобильное движение. После этого скорости для приводнения уже не осталось. Истребитель свалился на крыло и камнем рухнул в озеро Штессензее.
Как говорится в акте государственной комиссии, причиной авиакатастрофы явился отказ обоих двигателей из-за их помпажа, который был вызван обрывом в полете роторной лопатки компрессора. Конструктивно-производственный дефект был допущен производителем _ Московским машиностроительным заводом «Красный Октябрь».
Своими самоотверженными действиями Капустин и Янов спасли жизни десятков мирных жителей Берлина. Германия была восхищена мужеством советских летчиков. Их сразу признали национальными героями. На прощание с погибшими прибыли делегации от каждого немецкого города. В почетном карауле стояли свидетели подвига, в том числе дети.
В СССР, ГДР и в Западном Берлине высоко оценили самопожертвование Капустина и Янова. В память об их подвиге в Германии появилось несколько мемориалов. В СССР их наградили посмертно орденами Красного Знамени. Их подвигу была посвящена популярная песня песня «Огромное небо» на стихи Роберта Рождественского, которую исполняла Эдита Пьеха.
В Ростове проживает семья Бориса Капустина, его вдова — Галина Андреевна. Каждый год 6 апреля проходят мероприятия, посвященные памяти нашего героического земляка.
С инициативой установить памятник Борису Капустину на улице его имени в 2015 году выступила Ростовская региональная организация «Общий интерес». Координатор этой организации Анастасия Моисеева много сил вложила в этот проект. Поработать над этой темой ростовчане попросили москвичей: скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина. Они разработали проект двухфигурного памятника, который должны были установить на территории парка «Дружба».
Однако, как часто это бывает, из-за отсутствия финансирования проект отложили, а потом он и вовсе потерял свою актуальность. Но ростовские общественники не отступили. Вопрос дошел до внимания министра обороны России Сергея Шойгу, и дело сдвинулось с «мертвой точки».
Был проведен конкурс, в котором участвовали семь проектов. Победил проект московского скульптора Виталия Казанского. Это стилизованное крыло истребителя, устремленное вниз. На мемориале присутствует карта Западного Берлина с отметкой — где упал самолет.
В документах, опубликованных на сайте госзакупок Ростовской области указано, что на установку основания мемориала потратят 8,1 миллиона рублей. В эту же стоимость входит прожектор, работающий от солнечной батареи, и монтаж уже готовой скульптуры. Завершить работы нужно к 25 августа.
Сам памятник планируют открыть в сентябре.
Александр ОЛЕНЕВ.