ПАО «РусГидро» в ближайшие семь лет построит на Северном Кавказе три малые ГЭС общей мощностью 96 МВт: Верхнебаксанскую в Кабардино-Балкарии, Нихалойскую в Чеченской Республике и Могохскую в Дагестане.
Верхнебаксанская МГЭС мощностью 23,2 МВт будет построена на реке Адыр-Су.
По информации заместителя директора-главного инженера Южного филиала управляющей компании «УК ГидроОГК» Марата Мирзоева, «РусГидро» приступает к разработке проектной документации на строительство электростанций по правительственной программе мер по повышению энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников на период до 2024 года. Запуск в эксплуатацию Верхнебаксанской ГЭС планируется в 2027 году.
Как уточняет газета «КБП», впервые эскизный проект использования энергии реки Адыр-Су подготовил еще в 1925 году один из разработчиков плана ГОЭРЛО профессор Н.А. Артемьев, по проекту которого в свое время была построена Нальчикская ГЭС.
Одним из главных достоинств малых гидроэлектростанций является их экологическая безопасность. Способ получения электроэнергии позволяет сохранять природный ландшафт и окружающую среду, при последующей эксплуатации МГЭС отсутствует отрицательное влияние на качество воды, в реках сохраняется рыба. Кроме того, малые ГЭС играют большую роль в качественном энергоснабжении отдаленных районов, являющихся энергодефицитными.
Напомним, по итогам 2020 года Кабардино-Балкарская Республика стала победителем в номинации «Лидер малой гидроэнергетики России» в первом комплексном региональном инвестиционном рейтинге в области возобновляемой энергетики, который опубликовала Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ).
Выйти в лидеры по стране позволило активное строительство малых гидроэлектростанций. Так, в 2016 году построена Зарагижская МГЭС, в 2020 году введена Верхнебалкарская МГЭС. В настоящее время проектируется малая ГЭС Псыгансу со сроком ввода в 2024 году. В рамках рейтинга оценивались 66 регионов России. При оценке учитывались такие параметры, как ресурсный и инфраструктурный потенциал, наличие инструментов поддержки инвесторов, нормативно-правовая база, освоение текущих инвестиционных программ в области возобновляемых источников энергии, вовлеченность руководства администраций муниципальных образований.