Почему Эльбрус стал ассоциироваться со смертью

2021-09-24 18:24:03

Тяжко на сердце – очередная трагическая весть: Эльбрус забрал жизни пяти человек. Интернет наполнен сведениями о погибших: все в самом продуктивном возрасте – тридцать или чуть больше.

Горе неизбывное, особенно для тех, кто потерял жену, сестру, дочь, мать, ведь четверо из пяти погибших женщины. Горе это невозможно не разделить, но при этом возникает много вопросов, на которые хочется получить ответ.

Практически во всех сообщениях о трагедии звучит рефреном: «Погибли альпинисты», «Число погибших на Эльбрусе альпинистов возросло», «Следственный комитет возбудил дело о гибели альпинистов». И так далее, и так далее. Стоп, ребята: какие альпинисты? Какое отношение члены данной группы имеют к альпинизму? Это молодые люди в большинстве своем совершенно незнакомые с горами, но решившие стать покорителями высочайшей вершины Европы. Ведь это так престижно, так здорово, тем более что сайты, зазывающие на гору, убедительно доказывают: восхождение по силам практически любому более-менее здоровому, а альпинистский опыт вовсе не обязателен. Вот и стремятся молодые люди сотнями обуздать двуглавого великана. И самое главное, что на пути воплощения их желания в жизнь нет никаких ограничителей. А они должны быть, ибо, если человек сам не понимает на что он идет, какие испытания и жертвы его могут ожидать, должны быть те (структуры, организации), которые это объяснят, которые могут произвести хотя бы первичный отбор тех, кому по силам подняться на вершину.

И, конечно же, нужен жесткий контроль за теми, кто организует эти самые эльбрусские туры, ставя во главу угла отнюдь не спортивные цели, а меркантильные. Сегодня восхождения столь прибыльное дело, что гидами и сопровождающими может стать любой маломальский знакомый с основами альпинизма, у кого нет ни только опыта поведения в экстремальной ситуации, а вообще никаких горных навыков. Коммерциализация Эльбруса достигла столь невиданных масштабов, что трагедии уже становятся не случайностью, а закономерностью. В этом году в августе были дни, когда на седловине находились в прямом смысле толпы желающих подняться на вершину – ждали своей очереди десятки людей. Казбек Шибзухов, опытный горовосходитель, десятки раз покоривший Эльбрус, говорил мне, что в один из дней на вершине побывало более двух сотен человек.

Встает вопрос: кто контролирует многочисленные коммерческие организации, занимающиеся подготовкой эльбрусских туров?

Кто проверяет опыт и навыки тех, кто ведет туристов (именно туристов, а не альпинистов) на вершину?

Кто может встать на пути всезнающих гидов, с одной стороны, и ведомых ими самоуверенных молодых людей, с другой, если прогноз погоды не благоприятствует, а отработать (как полученные, так и затраченные  деньги) необходимо?

Перед кем отчитываются коммерческие организации, включающие в свои группы каждого, кто изъявил желание побывать на Эльбрусе и подкрепившего этого желание многотысячной суммой?

А никто. А ни перед кем. Нет таких структур в нашей стране, которые должны делать все возможное, чтобы трагедий, подобных нынешней, становилось как можно меньше.

Если нет в стране, то может создать (или вменить в обязанности уже существующим организациям, задействованным в спасательных работах) их в нашей республике, чтобы на законодательном уровне решался вопрос, кто может заниматься восхождениями и кто может участвовать в них? Альпинизм – это не для всех, а тем более не для пиара.

Перед тем как написать эти строчки, я просмотрел десятки страничек тех, кто благополучно взошел на двуглавого красавца. Везде фото, фото и фото: я на фоне Эльбруса, я на фоне Эльбрусской панорамы, я такой красивый и яркий и жалкий великан под ногами. Глупая бравада...

Нужны, ой как нужны официальные препоны на пути таких покорителей. Ради них самих нужны. Непрофессионалы должны знать: любое восхождение – это риск. А в условиях Эльбруса, где погода может в течение часа измениться не раз, где температура также за это время может опуститься на многие градусы ниже нуля, этот риск умножается многократно.

Сертификация компаний и гидов, экзаменационное подтверждение альпинистских навыков туристов, запрет на подъем при возможных неблагоприятных погодных условиях, а то и в определенный период года, что, кстати, есть при восхождении в австрийских Альпах и на Фудзияму в Японии – все это может резко отразиться на количестве жертв, ежегодно пожинаемых Эльбрусом.

К своему большому удивлению узнал, что статистики о восхождениях на Эльбрус, не ведется, но опытные гиды говорят, что этим летом на горе побывало куда больше тысячи человек. Это далеко не самый большой показатель. Напомню, что в 1935 году был установлен рекорд массовости посещения Эльбруса – за сезон на его вершинах побывало 2016 человек, в том числе 638 участников колхозной Альпиниады Кабардино-Балкарии. А в 1967 году был установлен новый рекорд посещаемости: за год на вершинах побывало 3224 человека, в том числе только за один день восхождение совершили более двух с половиной тысяч участников Кабардино-Балкарской альпиниады. Официальной статистики о погибших в 1935 и 1967 годах нет, но составитель «Эльбрусской хроники»  В. Ф. Кудинов утверждает, что их за оба отмеченных года было всего пятеро. И вот столько же за один день. Кстати, к 1936 году, за более чем столетнюю историю восхождений, Эльбрус забрал 21 человеческую жизнь. Сегодня в этом списке многие сотни.

Очень не хочется, чтобы белоснежный великан ассоциировался со смертью, как это происходит в последнее время. А оставался в нашем  восприятии таким, каким я увидел его много лет назад, когда сам попытался покорить одну из его вершин…

Эльбрус…. Как великолепен, как величествен и горд, как притягивает взгляд, как манит двуглавый красавец, являющий себя во всей своей божественной красе: нежно-розовый под лучами просыпающегося солнца, ранним утром, ослепительно-белый в полдень, иссиня-черный ночью, когда меж его столбов-вершин, словно в люльке, висит полная луна. О Эльбрус великолепный, ты само совершенство природы! Как тут не процитировать Эмиля Ленца, одного из участников экспедиции Эмануэля, состоявшейся в 1829 году: «Вспоминается мне блаженный час созерцания первых виденных мною снегов вершин островов Тенерифа. Мнилось совершенством натуральной природы. Майн готт, да они негожи стать даже карлами в свите Эльбруса!».

Виктор Котляров