Про умных и тупых и неизбежное будущее Казахстана

2021-11-05 07:52:18

 (Из текста удалены оскорбительные выражения, по морально-этическим принципам)

В современном Казахстане самым умным казахом всех времен считается Чокан Валиханов. В его часть называют улицы, ему ставят памятники. Чокан не был простым кочевником, а парнем для степи чрезвычайно знатного происхождения -чингизид, правнук Абылай-хана. Но восхищаются им в 21 веке отнюдь не за голубую кровь.


Мальчишка вундеркинд из степи, первый азиат в омском Сибирском кадетском корпусе, который быстро показал способности покруче всех русских учеников.

А очень скоро Валиханов уже известный ученый, полиглот, историк, этнограф, фольклорист, путешественник, просветитель, востоковед... все это за совсем короткую жизнь. Чокан умер в 29 лет (!) от туберкулеза.

Выдающийся русский востоковед, академик Н. И. Веселовский (1848—1918) писал о нем: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок казахских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь».

В общем, настоящий образец идеального образцового просвещённого казаха, пример для всего народа.

И в современном Казахстане к наследию Чокана отношение двойственное. Как показывает практика, умное казахское население де-факто строит жизнь по заветам Валиханова. Тогда как официальная казахская государственность де-факто активно надругается над наследием, идеями и ценностями Валиханова, которыми он хотел осчастливить свой народ.

Дело в том, что, исламскую веру и пантюркизм Валиханов яростно ненавидел, а идеалом образовательной системы для казахов видел ее слияние с европейской через русскую как проводника - русский язык, русские школы, русские университеты.

"Как ни гадка византийщина [Молодой парень находился под влиянием популярного западничества, где византийщиной называлось то, что отдаляет русских от Западной Европы], но она все-таки ввела христианство, элемент бесспорно просветительный. Что же может ожидать свежая и восприимчивая киргизская народность от татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувств? Мы должны во что бы то ни стало обойти татарский период, и правительство должно нам в этом помочь. Для него это так же обязательно, как для нас спасение утопающих. Для совершения этого человеколюбивого дела на первый раз следует только снять покровительство над муллами и над идеями ислама и учредить в округах вместо татарских школ русские"

"Ислам не может помогать русскому и всякому другому христианскому правительству, на преданность татарского продажного духовенства рассчитывать нельзя".

При этом Валиханов отмечает, что казахи, в общем-то, никакие не мусульмане - "Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. Между киргизами еще много таких, которые не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах степи еще не утратили своего значения"

Даже комментировать ничего не надо.


И, в общем-то до революции, да и позже, именно таким путем происходил интеллектуальный рост казахского народа. Например, выдающийся ученый геолог Каныш Сатпаев, который считается самым умным казахом 20-го века (это в честь него город Сатпаев в Карагандинской области) закончил русско-казахское училище в Павлодаре, учительскую семинарию в Семипалатинске а потом и Томский технологический институт.

Валиханов стал русским имперским ученым, Сатпаев стал русским советским ученым, а других вариантов в интеллектуальной сфере для казахов не было, нет и - о чем собственно этот пост - и не будет.

Судите сами. В 1991 году Союз развалился и Казахстану досталась неплохая система среднего и высшего образования. В результате ( даже когда миллионы русских, украинцев немцев уезжали из Казахстана) дети тех европейцев, кто оставался, шли в местные ВУЗы. И уж тем более оставались в родных ВУЗах этнические казахи.

Шли годы. Цены на нефть росли, Казахстан богател, строил новую столицу, в высшее образование рос приток финансирования. Казалось бы, будущее вырисовывалось чудесное.

Но параллельно шли еще кое-какие процессы. Состоящий из русских в широком смысле не 90% качественный профессорско-педагогический состав высшей школы страны старел и умирал, а заменяли его молодые казахи не по компетентности, а про принципу кумовства. Казахский язык все активно замещал русский в образовании, в то время как казахоязычная наука и литература за этим категорически не успевали.

Незаметно, за 20-25 лет, с изначально равных стартовых условий, выявилась огромная разница в качестве образования. ВУЗ Омска, Тюмени, Челябинска, Новосибирска, Саратова... оказались в разы лучше самых крутых высших школ Астаны и Алматы, и уж тем более провинциальных казахстанских.

В результате, после 2015 года, когда вроде бы в РФ наступили сложные кризисные годы, а Казахстан по экономическим показателям едва ли не обгонял Россию, наступил настоящий коллапс системы высшего образования в Казахстане, с массовым бегством всех способных выпускников школ в Россию. Хоть как-то этот процесс затормозили только пандемийные ограничения, но это временные нюансы.


В Казахстане есть свой аналог ЕГЭ, называется ЕНТ. Так вот десятки тысяч выпускников школ отказываются его сдавать, поскольку изначально планируют уезжать в Россию.

Например, в Кустанайской области еще в 2017 было так: В 44 школах региона не было ни одного желающего сдавать ЕНТ. В Лисаковске, Рудном каждый второй выпускник выбрал обучение в российских вузах, в Костанае, Карабалыкском районе и в областной школе для одаренных детей «Озат» - каждый третий, каждый четвертый - в Федоровском районе.

«Одна из серьезных проблем - отток интеллектуальной и эрудированной молодежи из республики. 39,3% выпускников не принимали участие в ЕНТ по причине поступления в вузы России. Из них 60,6 процентов – это отличники и хорошисты, то есть интеллектуальный потенциал области. Следовательно, мы, педагоги, где-то не смогли убедить своих воспитанников увидеть собственные перспективы на Родине»

При этом массовый отток молодежи в Россию власти Казахстана отрицали вплоть до 2020-го. Например, премьер Аскар Мамин несколько лет назад заявлял, что лишь 13 тысяч казахстанцев уехали учиться за рубежом, хотя в одной только России тогда учились не менее 50 тысяч граждан РК. Но недавно озвучены реальные цифры.

В Казахстане студенты учиться не хотят. Президент ассоциации вузов РК Рахман Алшанов еще три года назад сообщил, что на фоне роста числа выпускников школ, республиканские вузы сталкиваются с недобром студентов. Читательница А. (Уральск) пишет, что на недобор в это же время стали жаловаться, например, педагоги Западно-Казахстанский университет. Число абитуриентов падает, а в городе работает все больше курсов, готовящих молодежь к поступлению в российские вузы.

Сейчас обучение за рубежом потомства одобряет 67% всех граждан РК (в том числе 61% этнических казахов). Для сравнения: в России такой вариант нежелателен для большинства населения, уровень его поддержки менее 20%.

Исследования Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана показывают, что 50% уезжающих студентов хотят остаться в новом месте навсегда, 41% еще не определились и менее 9% заявляют о готовности вернуться домой. Аналогичны результаты опроса КазЮГУ.

И здесь нет никакого «русского фактора», студенты-казахстанцы, остающиеся в России, – зачастую этнические казахи.

«В процессе обучения в нашем вузе 50% студентов из Казахстана меняют гражданство на российское», - ректор Омского ГТУ Александр Мышлявцев.

В 2019 на совещании с руководителями вузов министр образования Казахстана Асхат Аймагамбетов насмерть раскритиковал их работу. По словам Асхата Канатовича, в ходе проверок выявлено много нарушений в деятельности высших учебных заведений: незаконное освоение средств, принятие на работу преподавателей без конкурсов, несоответствие уровня их подготовки требованиям министерства и т. д.
В августе в Шымкентском региональном социально-инновационном университете накрыли натуральный наркопритон.

50% выпускников казахстанских вузов не могут найти хоть какую-то работу (пусть и не по специальности) в течение первого года. В некоторых из них этот показатель достигает 70-80%. Вице-премьер Бердыбек Сапарбаев ознакомившись с этими цифрами заявлял, что республиканские университеты «готовят безработных».

А в Омске, куда уезжают учиться многие казахи, доля проблемных выпускников региональных вузов – менее 20%. Им не так страшна безработица, как казахским выпускникам. И это один из стимулов получить российское гражданство.

Аналитик Олжас Худайбергенов прогнозирует, что число учащихся в иностранных вузах казахстанцев к 2025 году – достигнет 500 тысяч человек. Учитывая, что школы в стране ежегодно заканчивает 100 - 200 тысяч человек, при реализации прогноза - ЕНТ можно будет упразднить, как экзамен «ненужный» уже в национальном масштабе.

---

Как видно, 30-летние усилия по отрыву казахов от России привели лишь к отрыву Казахстана от цивилизации и перспектив.

Свыше 60% родителей-казахов в Казахстане видят идеальное будущее своих детей не в национальном государстве, а в европейской развитой России, где их потомки получат паспорта, останутся жить и со временем станут русскими.

Причем - даже сами казахстанские чиновники это признают - Русское будущее выбирают самые способные казахи, интеллектуальная элита, будущие русские Валихановы и Сатпаевы.


А качество человеческого капитала в самом Казахстане год от года падает с бешеными темпами. В стране остаются только те, у которых нет ума уехать в Россию. Никакого светлого будущего у такой нации нет.

Нефть? Ресурсы? Пфф, без русских это не работает.


«Советский резерв исчерпан, и в последние годы темпы прироста резко замедлились. … масштабный экспорт минерально-сырьевых ресурсов формирует до 70% ВВП страны. Таким образом, интенсивная эксплуатация месторождений без восполнения запасов загоняет экономику в критическое положение»

Никто не посчитал нужным хотя бы поддерживать службы геологоразведки в рабочем состоянии. Наоборот, геологоразведку посчитали не нужной — в 1997 году министерство геологии было ликвидировано, впрочем как и территориальные геологические управления, многие геологоразведочные партии. Был ликвидирован и Казахский геофизический трест с шестью экспедициями и заводом «Казгеофизприбор», трест «Казахстаннефтегеофизика» с четырьмя экспедициями, а также семью отдельными геофизическими экспедициями и ряд партий в составе территориальных геологических управлений.


В сущности, остановить отток умных казахов с территории Казахстана и его полную деградацию в среднесрочной перспективе может только его раздел на естественные его части - северную, где степь, русский язык, русская культура, русская наука. И южную - где ислам, казахский язык, оралманы, азиатская культура и нет науки, да она особо и не нужна.

Мы бы и весь Казахстан смогли бы спасти в теории, но 30 лет отрицательной селекции, когда в регионах оставались одни доморощенные жители и к ним завозили еще оралманов, делает процесс спасения затратным и неблагодарным.

Потому пусть каждый получает свое. Никакой единой казахской нации не будет очень скоро.

Будут русские казахи и казашки, часть нашей русской нации, для которой всегда была свойственна легкая полиэтничность в некоторых регионах.

И нация, по сравнению с которой "Борат" будет смотреться документалкой про высокоинтеллектуальное прошлое.


...в 2019 году доля высококвалифицированных специалистов в общей статистике эмигрантов составляла 50,6 процента. В 2020 году, несмотря на пандемию и ограничения передвижения, этот показатель достиг 54,3 процента.

При этом Казахстан покинуло втрое больше медиков, в четыре раза больше педагогов, в пять раз больше технических специалистов, чем в предшествующем 2019 году. А также отток молодежи из страны, масштаб которого сейчас близок к критическому. Эксперты называют причины - это продолжение снижения уровня человеческого капитала, качества жизни казахстанцев.

acer120.livejournal.com