Вопрос о необходимости дифференцированного подхода в назначении социальных выплат поднимался очень давно. Все говорят о том, что пособия нуждающимся должны действительно выплачиваться тем, кто нуждается в первую очередь. Для этого был внедрен механизм адресного подхода, определялись критерии нуждаемости в зависимости от потребностей получателей, будь то семьи с детьми, малообеспеченные семьи, просто временно впавшие в нужду граждане или семьи воспитывающие детей-инвалидов.
Адресность социальных выплат
Важным фактором в политике адресных социальных выплат является так же ее размер. Ну почему это должен быть минимальный прожиточный уровень, а не средний, например, по региону для определенных категорий семей по соотношению к получателю?
И сейчас мы наблюдаем довольно взвешенные шаги в этом направлении.
Однако и здесь нужно принимать решения очень осторожно, предварительно глубоко изучив весь контингент данной категории, правильно определить критерии отбора.
Так, например, от получения пособий отсекаются семьи, имеющие большие финансовые активы, владельцы дорогой недвижимости или автопарка. Бедность при утрате дохода, но сохранении имущества у нас не столь редкое явление. Но имущественный ценз при распределении государственной помощи — дело новое.
Понятно, что расширяя контингент получателей в данном случае, нивелируется сама значимость адресной социальной помощи. Проблема того, что при массовых выплатах всем подряд размер пособий становится слишком маленьким, очевидна. В результате для тех, кому такая поддержка государства не очень-то и нужна, пособия оказываются несущественными. А тем, для кого это действительно вопрос жизни и смерти, объем получаемых средств катастрофически недостаточен. Иногда из практических соображений на это закрывают глаза (так, например, прошлогодние «ковидные» выплаты по 10 тыс. руб. на детей достались и состоятельным семьям, но это была мера стимулирования спроса). В идеальном мире пособия должны получать нуждающиеся, а не те, кто умеет манипулировать системой. И получать они должны достаточно для того, чтобы не жить в нищете.
Предложения Минтруда вполне укладываются в мировую практику. Похожие принципы действуют при выдаче пособий по бедности в США (речь не о пенсиях по инвалидности или потере кормильца), причем с градацией по штатам. Правда, полагаются там в основном на заявления самого нуждающегося, а не на какой-либо централизованный архив информации. В Турции система более оцифрована (а это то, к чему стремятся наши власти), и сотрудник турецкой соцзащиты может видеть имущество домохозяйства.
Есть в предлагаемых новациях и очевидно проблемные места. Например, новое постановление предусматривает ограничение выплат семьям, где нет других официальных доходов. В теории идея, может, и верна, но сразу ставит под удар матерей-одиночек, занятых целиком детьми и не имеющих возможности выйти на работу. Непонятно, как учитывать так называемые гражданские браки и неформальные семьи. Возможно, в перспективе, как в антиутопиях, регистрировать браки для целей выплаты пособий будут в соцзащите — по данным компаний сотовой связи, интернет-провайдеров и служб доставки продуктов. Но пока люди женятся традиционным способом или не женятся вообще никак, учету подлежат только официально «окольцованные» под марш Мендельсона в загсе.
В целом же концепция «проверки нуждаемости» вполне вписывается в планы создания «социального казначейства», заявленные правительством год назад. Консолидация всех данных в цифровом виде, возможность подкачивать данные банков и бюро кредитных историй действительно приведут к тому, что заявитель прав на пособие будет представать перед государством совершенно «прозрачным». Причем без больших усилий со своей стороны.
Поддержка в период пандемии
Безусловно, предлагаемые изменения в целом выглядят разумно. Однако стоит напомнить, что сейчас, в период пандемического кризиса, многие страны экспериментируют с отходом от проверки нуждаемости, чтобы не тратить на это силы и время. По новому американскому закону о поддержке экономики все семьи с детьми с доходом менее $75 тыс. в год (крепкий средний класс тоже попадает в эту категорию) с любыми активами во владении будут получать по $250 в месяц на ребенка до 17 лет — просто так, без всяких требований. Австралия отказалась от проверки нуждаемости для базовых государственных пенсий — они там все социальные. Вполне возможно, стоит задуматься, для каких видов пособий и выплат нужны проверки и отсечки, а для каких более эффективными будут поддержка спроса и упрощение процесса.
Минтруд разрабатывает новые критерии для назначения пособий на детей от трех до семи лет малообеспеченным семьям. Новые правила предполагают более гибкий и адресный подход при определении степени нуждаемости. Выплаты станут доступнее семьям с инвалидами, пособия будут назначать на опекаемых детей, а в составе семей учтут студентов до 23 лет. С другой стороны, органы соцзащиты посчитают квартиры и машины семьи, которая обращается за выплатами, а люди, принципиально не желающие работать, получать новое пособие не смогут. На обеспечение выплаты в этом году потребуется 321,5 млрд рублей.
Новый подход
Главное изменение правил назначения пособий для детей от трех до семи лет — это адресность подхода, который был выработан на основе обращений субъектов и жалоб граждан в ведомство.
— Например, семьи с опекаемыми детьми не могли получать пособие по формальному признаку. Несправедливая ситуация была с детьми-инвалидами. Часто их доходы на пару сотен рублей превышали планку прожиточного минимума, из-за чего им отказывали в пособии. При этом формально безработные с серыми доходами получали пособия в полном размере.
Кроме того, предложено учитывать имущество и сбережения семей при расчете обеспеченности. Малообеспеченные граждане, получающие пособие, могут иметь одновременно квартиру, дачу, дом, земельный участок, машину, гараж, мотоцикл, катер и трактор.
Тунеядству — бой
Еще один важный момент — «правило нулевого дохода». Оно предполагает, что родители могут получать выплату на ребенка, только если сами имеют какой-то источник дохода (не пособия) или у них есть объективные причины не работать. Если родитель получает стипендию (то есть еще учится), работает, имеет доход от предпринимательства или пенсию, он может получать пособие.
Нулевой доход у получателей пособий может быть только по объективным причинам. Это безработица (нужна официальная регистрация в центрах занятости), длительное лечение, уход за ребенком до трех лет, уход за инвалидом, за пожилым родственником старше 80 лет, нахождение в армии и трехмесячный период после службы, обучение по очной форме. В многодетной семье один из родителей может иметь нулевой доход — предполагается, что он не работает, посвящая свое время детям. Также «правило нулевого дохода» не распространяется на единственных родителей.
Такие меры комплексной оценки нуждаемости семьи важны, так как позволяют определить действительно нуждающихся в поддержке государства и тех, кто пытается скрыть свой доход от государства. Все это элементы новой общей политики адресного подхода к определению нуждаемости.
Новый порядок назначения пособий предполагает подачу заявлений нуждающихся граждан через портал госуслуг. Учитывая поданную информацию о доходах, органы социальной защиты рассчитают размер пособия в новом размере.
В случае если окажется, что семья новым критериям не соответствует, то, если пособие уже назначено, граждане продолжат получать его до истечения срока выплат.
Расходы на выплаты пособий по новым правилам возрастут. В 2021 году они составят 321,5 млрд рублей, в том числе 276 млрд из федерального бюджета, в 2022-м — 339,5 млрд и 295,3 млрд, в 2023-м — 341,7 млрд и 296,8 млрд соответственно.
Это очень значительный ресурс и нужно помнить о том, что выплачиваются адресные социальные пособия из средств, которые одни граждане платят как налоги в бюджет, а потом получают эти деньги другие граждане. И потому распоряжаться этими средствами нужно очень ответственно. Но и не так, чтобы выплачивая пособия на детей из малообеспеченных семей, «выплеснуть вместе с водой ребенка».
Автор публикации: юрист Тарабукина И. И. 9111.ru