Дело было в Вятских Полянах Кировской области. Шёл 1948 год. Нину с сестрой воспитывала одна мама, вдова. Им лыжи были не по карману. Да и сосед в непростое послевоенное время не мог себе позволить такую покупку. И всё же обещание сдержал: смастерил лыжи из рассохшейся бочки, ошкурил доски, прибил ремешки и вместе с палками вручил счастливой девчонке самодельный спортинвентарь.
Тогда этот добросердечный мужчина и не ведал, что дал старт Нине Лепиловой в её спортивное будущее, которое в дальнейшем определит всю судьбу нашей героини. Не знала этого и она сама, с азартом летевшая на лыжах по зимнему лесу. Позднее, когда Нина подросла, сосед отдал ей и лыжи своих сыновей. Лишь тогда она поняла, насколько неудобными и тяжёлыми были те, на которых делала свои первые спортивные шаги.
В школе учитель физкультуры, фронтовик, сразу заприметил лыжницу со стажем, запросто обгонявшую даже мальчишек. Для тренировок собственноручно переделал под неё охотничьи лыжи. Нине они тогда казались просто гоночными: тоненькие, лёгкие, да ещё с ботинками. Ощущение полёта, когда искрится белый снег и кругом простор, было для неё счастьем. Стоит ли удивляться, что любимой школьной дисциплиной стала физкультура?
А ещё нравился английский, с удовольствием посещала кружок иностранного языка. Помнит, какой фурор в школе произвела инсценировка «Золушки». Нине, восьмикласснице, хорошо знавшей язык Шекспира, досталась главная роль. «На мне была большая шляпа, и исполнителю роли принца приходилось порой подныривать под неё. Он же должен был влюбиться в меня во время танца на балу. А как это сделать без зрительного контакта?» — задорно смеётся моя собеседница.
Судьбоносная встреча
Разговаривать с Ниной Николаевной — сплошное удовольствие: приятный голос, прекрасное чувство юмора, а главное — уважительное, искреннее отношение к собеседнику. Есть замечательный повод вспомнить о былом: в ноябре наша героиня отметила 80-летний юбилей.
«После 10 класса я отправилась работать на завод, — рассказывает Нина Лепилова. — Мечтала поступить в московский институт, но прежде требовалось заработать на дорогу, прилично одеться. Маме было очень сложно растить нас с сестрой».
За год освоила несколько рабочих специальностей, в том числе токаря и фрезеровщика. На заводе состоялось знакомство с будущим мужем. Правда, Ивана она уже видела однажды.
В ту пору Нина окончила девять классов. Прибежали подружки с новостью: «Тут на каникулы один парень из Ленинградского суворовского училища приехал». Из девичьего любопытства отправилась взглянуть. Ожидала увидеть подтянутого молодого человека в военной форме, а вместо этого… стиляга: брюки-дудочки, ботинки на «манке», на голове — кок. Подумала лишь: «Ну и ну».
Уже потом девушка поняла, что такой вид был формой выражения свободолюбия Ивана: очень не любил парень муштру и подчинение, чего вдоволь было в военном учебном заведении. Потому после выпуска предпочёл он профессию учителя физкультуры, которую курсанты получали наряду с военной специальностью.
Ну а в заводском цеху Иван был уже в рабочей форме: после окончания суворовского устроился электриком. В тот же день пригласил Нину на танцы. Та возразила: «Так ведь смена заканчивается в 12 ночи». В ответ молодой человек предложил: «Давай удерём пораньше», — и она неожиданно для себя согласилась.
Нина Николаевна вновь смеётся: «Наша дружба началась с нарушения трудовой дисциплины».
Вскоре Иван Лепилов отправился на три года в армию, а Нина поступила в Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры в Москве. Потом были свадьба и вновь расставание: она продолжала учёбу, он работал на заводе в Вятских Полянах.
Вновь объединило молодых рождение дочери: новоиспечённый папаша приехал в столицу нянчить Танюшку, пока мама оканчивала институт и сдавала экзамены. После распределения все вместе отправились в город Гороховец Владимирской области. Нина стала там директором детской спортивной школы, Иван устроился методистом по физкультуре на судостроительный завод.
Одно дело на двоих
В те годы по распределению после вуза требовалось отработать пять лет, лишь затем выдавали вместо справки диплом. С заветным документом решили попытать судьбу на новом месте, приехав в 1971 году в Нефтеюганск. Здесь Лепиловы оказались первыми тренерами открывшейся спортивной школы с отделением лыжных гонок (ДЮСШ № 1), позднее Иван Иванович стал её директором.
На тот момент у школы было только название. Ни помещения, ни лыж (они появились только в сентябре), хотя занятия с ребятами уже начались. Место встречи — на берегу около факела, там же переодевались, переобувались и приступали к тренировке. Одно время их инвентарь хранился под лестницей в четвёртой школе, позже перебрались в теплицу бывшей средней школы № 1 (она находилась на месте нынешнего ТЦ «Европа»).
Нина Ивановна в институте готовилась стать тренером именно по лыжным гонкам, а вот у Ивана Ивановича было общее направление, по всем видам спорта. Углублённые знания о лыжном спорте он добывал самостоятельно и превзошёл многих тренеров. «Он обладал изумительной тренерской смекалкой», — отмечает Нина Николаевна.
Это сейчас в распоряжении спортсменов масса приспособлений, а тогда всё придумывали сами. Например, летом воспитанники Лепилова катались на роллерах, смастерённых из колесиков и полозьев от салазок. А осенью, когда зимних осадков ещё практически нет, его ребята бегали на лыжах по изморози около озёр и рек или по кругу из опилок, задерживавших первый выпавший снег.
Нина Николаевна многому училась у своего супруга. «Он был талантлив в своей профессии, — считает наша героиня. — Я же более приземлённая, просто человек, который ответственно выполняет свою работу. Разнились мы и по характеру. У него был мужской подход к воспитанию: Иван никогда не кричал на ребёнка, но мог подобрать такие слова, что у провинившегося выступали слёзы стыда и раскаяния. А мне в подобные моменты так жалко было ребятишек! Дети всегда чувствовали мою доброту, хотя я, по-женски эмоциональная, могла и голос повысить».
Во время нашей беседы Нине Николаевне позвонил её бывший воспитанник Алмаз Шарипов. Поздравив с юбилеем, он заботливо расспросил любимого тренера, как прошёл её день. Я же, используя случай, попросила Алмаза сказать несколько слов о Нине Лепиловой и вот что услышала: «Добрейшей души человек, с большим открытым сердцем. Таких я редко встречал, могу сравнить её только со своей мамой».
«Как-то Алмаз признался: «Я запомнил на всю жизнь, как Вы зимой меня, маленького, провожали после тренировки, вытирали мне сопли, слёзы и несли мои лыжи. Так человечно ко мне не относился ни один тренер». А я просто выполняла свой долг: холодно, устал, как не помочь?» — говорит наша героиня.
Со своим супругом Нина Николаевна работала в одной команде: она ставила детей на лыжи, помогала раскрыться таланту воспитанников, а потом самых лучших, даровитых передавала более маститому тренеру Ивану Лепилову. Будучи скромной, моя собеседница даже не осознаёт: если б не её материнская доброта к детям, умение подобрать к каждому ключик, зажечь спортивную искорку, многие ребята могли и не дойти до именитого тренера.
«Ставить на крыло» — трудная задача. А Нина Лепилова с ней успешно справлялась, заботливо и самоотверженно взращивая своих «птенцов». В связке с Иваном Ивановичем смогла воспитать целую плеяду спортсменов: олимпийскую чемпионку Галину Юрасову, чемпиона мира Олега Дергачёва, мастеров спорта Владимира Сабурова, Вячеслава Соколова, Наиля Курманалиева, Виктора Иванова, Михаила Саитова, Юрия Карабицына, Юрия Аверьянова.
С творческим подходом
Тренерскую работу Нина Николаевна обожала, но с возрастом заниматься этим стало тяжеловато: приходилось бежать на лыжах впереди юных спортсменов, полных сил и энергии. Перешла в среднюю школу № 3 учителем физкультуры. Говорит, именно там раскрылось её творческое начало. Стремилась, чтобы уроки проходили интересно, необычно.
Как-то вместе с учителем начальной школы подготовили общий открытый урок. Та вела предмет «Природоведение», рассказывала о горах, реках нашей страны. А Нина Николаевна с детьми осуществляла «поход»: то подобно альпинистам «покоряли вершины» с помощью канатов, то по импровизированным брёвнам переходили с одного берега на другой.
Около 17 лет Нина Лепилова работала учителем физкультуры в православной гимназии. «Я всегда старалась проводить уроки разнообразно. Разминка то с гимнастическими палочками, то со скакалками, то с мешочками на голове для красивой осанки. Ребята ходили по канату для профилактики плоскостопия, занимались на ковриках», — рассказывает моя собеседница.
В бывшем помещении детского сада спортзал небольшой, поэтому уроки часто проводились на улице. А в холода умудрялись отрабатывать игру в волейбол и баскетбол сидя на полу из-за невысоких потолков спортзала. Потом выпускники благодарили её за то, что привила любовь к спорту, закалила. И с гордостью заявляли, что студенты, окончившие школы с прекрасно оборудованными спортивными залами, сильно проигрывают им в физической подготовке.
С любовью к жизни
Трудовой стаж Нины Лепиловой насчитывает более 50 лет! На заслуженный отдых она ушла в
74 года. «Бывало, отведу 11 уроков, а потом для здоровья ещё километров пять проеду», — говорит она.
Активный сторонник ЗОЖ, Нина Николаевна уверена, что любое заболевание можно вылечить упражнениями. Старается и сейчас не сидеть на месте: проводит время с 12-летним внуком Иваном, приобщая его к спорту. С ним и на тренировку по теннису, и на лыжную базу в выходные.
Внучка Екатерина живёт с семьёй в Крыму, она — мама Алёши и Дианы, правнуков Нины Лепиловой. Внучка Анастасия поступила в нынешнем году в екатеринбургский вуз, будет журналистом.
С огромной любовью моя собеседница рассказывает о своих родных. В последние годы у неё было много потерь. Не сломаться помогли вера в Бога и поддержка близких и знакомых людей. Несмотря на испытания, уготованные ей судьбой, Нина Николаевна не растратила своей доброты, готовности помочь, а главное — жизнелюбия, которое и является секретом молодости её души.