Тонны топлива попали в Енисей из подземных озер под красноярской нефтебазой

2020-11-29 18:00:35

Красноярска нефтебаза закрыта уже год, сейчас идет демонтаж резервуаров и других конструкций. Аварийные здания, небезопасные лестницы – советское наследие, из которого выжали все, что могли. На причале в изорванных мешках – сорбент – вещество, способное поглощать нефтепродукты. Акватория нефтебазы зашита заградительными бонами, чтобы не допустить попадания топлива в Енисей. При этом все топливо с территории после закрытия вывезли.

В 2007 г. компания «Красноярскнефтепродукт», которой принадлежит нефтебаза, провела исследование и выяснила – под промышленной площадкой на глубине 18 м образовались две нефтяные линзы. Из этих подземных озер топливо просачивается и смешивается с грунтовыми водами, а затем попадает в Енисей. Сколько нефти обнаружено под промплощадкой – в КНП не говорят, ссылаясь на коммерческую тайну. Не признает нефтебаза и свою вину в загрязнении реки. При этом каждый год горожане наблюдают нефтяную пленку на Енисее у Октябрьского моста в ста метрах ниже по течению.

«Масляные пятна исходят в районе Октябрьского моста, а территория КНП находится в удалении от него. И я не могу сказать, откуда они появляются», – сообщил Владимир Гардиенко, главный инженер АО «Красноярскнефтепродукт».

Экологи уверены: пятно возникает у Октябрьского моста, поскольку топливо попадает в реку из-под земли, пленка всплывает не у самой нефтебазы, а ниже по течению. По данным природоохранной прокуратуры, исследование КНП показало наличие 2 тыс. тонн нефтепродуктов в подземных линзах под нефтебазой. Это целый железнодорожный состав.

Как такой объем оказался под промплощадкой – неясно. Нефтебаза проработала 90 лет, за это время могло случиться всякое, в том числе масштабные разливы топлива, о которых красноярцы не знали. За последние 10 лет на территории было два крупных пожара, которые, в отличие от утечек, скрыть было невозможно.

«Это классическая чрезвычайная ситуация. Как только понижается уровень воды в Енисее, из линз начинают просачиваться нефтепродукты. Все это происходит много лет. Росприроднадзор эту ситуацию фиксирует с 2006 г. С 2006 г. никаких радикальных мер, чтобы предотвратить утечку, не было», – считает Александр Глисков, депутат Законодательного Собрания Красноярского края.

После обнаружения подземных озер нефти на территории нефтебазы построили специальные дренажные системы, которые должны предотвращать попадание топлива в Енисей. В этих колодцах установлены насосы, они откачивают нефтепродукты из подземных вод. Насколько они эффективны – в КНП не говорят, но, судя по маслянистой пленке у Октябрьского моста, со своей задачей они не справляются.

«Об эффективности данного сооружения сейчас сказать сложно, поскольку будут проводиться геологические изыскания, которые заложены на следующий год», – сообщил Дмитрий Гусейнов, начальник отдела безопасности АО «Красноярскнефтепродукт».

Новые исследования должны показать, сколько сейчас в подземных линзах нефтепродуктов. Экологи считают, что территорию нефтебазы нужно как можно быстрее рекультивировать, очистить грунт и убрать топливо. Иначе оно еще долгие годы будет отравлять Енисей. Кроме того, владелец промплощадки – компания КНП – должна возместить ущерб, нанесенный окружающей среде.

«Мы видим, что происходит загрязнение водных объектов, причем федерального значения. Необходимо установить объем этого воздействия и рассчитать ущерб. Этот ущерб уже хронический. Необходимо привлечь собственников предприятия к жесточайшей ответственности через суд или другими способами», – считает Сергей Михайлюта, эколог.

После аварии в Норильске государству не составило труда в кратчайшие сроки рассчитать ущерб экологии. За 17 тыс. тонн разлитой солярки Росприроднадзор требует взыскать 148 млрд руб. В случае нефтебазы чиновники и контролирующие органы не спешат оценивать вред. Хотя знают, что нефть продолжает загрязнять окружающую. среду.

«Красноярскнефтепродукт» – государственное предприятие. Контрольный пакет акций находится в руках правительства края. В совете директоров – министр промышленности, руководитель агентства госимущества региона. Предприятие богатое: выручка в 2019 превысила 18 млрд руб. Деньги есть, но тратить на рекультивацию и экологическую безопасность государственная компания не спешит.

Претензий к КНП и без нефтебазы немало. В марте предприятие разлило 8 тонн нефтепродуктов в Мотыгинском районе, в июне – 3 тонны в Енисейском, а в октябре – полтонны в Кежемском. Об авариях, как и в Норильске, сообщали с опозданием.

«Есть проблема в том, что не оперативно сообщают предприятия о возникновении этих самих ЧС, соответственно, это не позволяет всем органам, как региональным, так и федеральным, оперативно реагировать с точки зрения минимизации этих самых угроз», – отметил Павел Борзых, заместитель министра экологии Красноярского края.

Получается, что государственная компания «Красноярскнефтепродукт» регулярно загрязняет Енисей, Ангару и должной ответственности не несет. Более того, теперь деньги на рекультивацию нефтебазы и очистку нефтеносных линз власти края планируют искать в бюджете. Найти их в госпредприятии пока не представляется возможным.

Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.