Создал ли коммунистический Китай Новую Цивилизацию? 

2021-12-20 09:19:17

В принятой недавно Резолюции ЦК КПК утверждается, что Китай создал новую цивилизацию, которая затмевает все остальные. По сути, это указывает на то, что китайские лидеры принимают теорию множественности цивилизаций, каждая из которых развивается по-разному и возникает на протяжении всей истории. 

 

Таким образом, китайские власти фактически отвергают традицию Маркса, Энгельса и Ленина, которые верили в единую человеческую цивилизацию и прямую линию прогресса, общей целью которой является построение идеального и единого общества всемирного коммунизма.


Справедливости ради надо сказать, что отдельные марксистские, или, по крайней мере, просвещенческие черты, в китайском подходе сохраняются. Из документов пленума можно сделать вывод, что в мире существуют не только различные типы цивилизаций, но и некая единая "человеческая цивилизация", в развитие которой "китайская нация как древняя и великая нация мира ... внесла немеркнущий вклад", создав "блестящую цивилизацию с более чем пятитысячелетней историей". 

 

Отличительные черты новой китайской цивилизации, как и в других цивилизационных теориях, определяются в их противопоставлении другим цивилизациям. Другой китайский теоретик заключает:


"Новая форма человеческой цивилизации — это новое творение китайского народа, созданное под руководством Коммунистической партии, руководствующейся марксистскими учениями, и рожденное на основе твердой приверженности социализму с китайскими особенностями и его развитием, преемственности и развития китайской культуры, а также заимствования и усвоения достижений человеческой цивилизации. 

 

Она отличается как от западной капиталистической формы цивилизации, открытой порокам, так и от социалистической формы, основанной на советской модели. 

 

Она соответствует требованиям универсальных законов мировой цивилизации и выходит за рамки ассимиляции западной капиталистической цивилизации. Она преодолела многочисленные недостатки капиталистической модернизации, освободилась от порока капиталистического отчуждения и разрушила монополию Запада на так называемые “универсальные ценности”. 

 

Эта форма цивилизации продолжает лучшие традиции китайской цивилизации на основе усвоения передовых достижений человеческой цивилизации и обладает большой жизненной силой. Она обогатила человеческие знания о законах цивилизационного развития и имеет большое значение для великого возрождения китайской нации и будущего развития мировой цивилизации."

 

С практической точки зрения очевидно, что новая цивилизационная идеология отражает растущую гордость и уверенность китайского руководства в себе в связи с огромными экономическими успехами страны.


Не случайно во всех странах – в Германии, России, США, Японии, странах Африки – эта идеология возникала тогда, когда рост национализма приводил к необходимости противопоставления собственных традиций и культуры внешним, доминировавшим ранее. Это новый шаг к отходу от курса на внешнеполитическую скромность Дэн Сяопина. Китайское руководство говорит миру (а точнее – само себе), что Китаю больше нечему учиться у других, наоборот – кое-чему другим стоит поучиться у Китая. 

 

Пекин начал пренебрежительно смотреть на другие страны, утверждая, что их политические и экономические системы устарели и, в отличие от КНР, не способны адекватно реагировать на вызовы современного мира. 


Заявку на успешную альтернативную модернизацию делали разные страны, однако ни одна пока не добилась успеха. Особенно показателен и важен для Китая крах социалистического СССР. Именно поэтому в Китае указывают, что китайская модель преодолела не только западные, но и советские ошибки. Конечно, сторонники теории модернизации могут сказать, что время демократизации в КНР еще не пришло. Но в Китае, совершенно очевидно, так не считают. Там полагают, что нашли, наконец, иной путь, который может привлечь и других. 

 

Признание собственной цивилизации наиболее совершенной напоминает не столько советскую идею "преимуществ социализма", сколько классическую китаецентричную модель миропорядка, когда мир делился на культурную китайскую часть (хуа) и варварскую (и), причём задачей китайского императора было не завоевать варваров, а убедить их в превосходстве своей "блестящей" цивилизации. 


Если у вас есть "ГОРЯЧИЕ" новости, поделитесь с читателями портала "Любимый город".


Присылайте новости в редакцию. Лучшие будут опубликованы, а вас ждут призы и подарки!


Наши контакты:

WhatsApp 8 705 336 0909

Telegram канал Караганда-Любимый город @karaganda_krg

Instagram @lovecity_karaganda

Почта lovecity_krg@mail.ru