Почему полиция не предотвращает нарушения благоустройства города, ее сотрудникам не хватает технического оснащения, а преступность в Караганде растет? Это обсуждалось на очередном заседании Общественного совета г. Караганды, где была заслушана информация Управления полиции города по вопросам обеспечения законности и соблюдения прав и свобод человека и гражданина за 2020 год и истекший период 2021 года.
В работе общественного совета приняли участие не только представители Управления полиции, но и представители акиматов двух районов, прокуратуры, члены Коллегии адвокатов, депутаты городского маслихата.
Проблемные вопросы в сфере соблюдения законности поднял член Общественного совета Эрик Менсиитов. По его словам, согласно Концепции правовой политики РК до 2030 г, утвержденной в нынешнем году защита прав и свобод физических лиц и организаций является одной из основных задач государства. С 2019 г. в МВД внедряется проект сервисной полиции, который впервые был апробирован именно в Караганде, а позже в других областях. Такая модель уже оправдала себя. Сервисная полиция – один из элементов моделей безопасности общества, в основе которой партнерские отношения государственных институтов с гражданами для совместного решения проблем в сфере правопорядка. Например, сейчас все участковые имеют связь с жителями через свои страницы в соцсетях, там же граждане предупреждаются о фактах мошенничества, ДТП. Хотя такая модель дает результаты, но ключевые проблемы правопорядка в городе остаются прежними.
- Алкоголизм и безработица по-прежнему остаются одним из главных проблем города, - считает Эрик Карашевич. – Мы не смогли избавиться от реализации алкогольных напитков в магазинах и киосках в запрещенное время. Несмотря на проводимую полицией работу, на улицах города, в подземных переходах и торговых домах продолжают попрошайничать лица без определенного места жительства. Здесь мы говорим не об избавлении от этих людей, а о системной работе по выявлению причин нахождения таких лиц на улицах нашего города. Так, если человек безработный или инвалид, для этого существует Отдел занятости и социальных программ. Если лицо без определенного места жительства, для этого работает Центр адаптации. Большая часть этих лиц прибыли из стран Центральной Азии. Тогда задаемся вопросом: с какой целью они пересекли границу, на какой срок, гостевая или трудовая у них виза? Эти вопросы у всех на устах, жители города видят это каждый день и обоснованно критикуют власти.
Общественный совет уже озвучивал эти проблемы на заседании в 2019 году, но прогресса в ситуации нет. Согласно правовой статистике, не территории города не снижаются преступления, совершенные в общественных местах, хотя для этого из года в год выделяются достаточные суммы из бюджета, прежде всего на установку камер видеонаблюдения. Самое большое количество уголовных правонарушений в Караганде совершается в общественном транспорте. В Алматы и Нур-Султане наличие в автобусах камер видеонаблюдения давно стало привычным делом. Почему бы не потребовать и от наших перевозчиков такие условия?
Акиму города жалуются на бездействие полиции, в частности, по фактам нарушения санитарной чистоты Караганды. Повсеместно строители оставляют за собой мусор на стройплощадках, стихийные свалки в частном секторе тоже стали привычным делом. А это ведь не только работа акиматов. Протокол за такие правонарушения составляет именно работник полиции. Факт налицо: город до сих пор называют мусорной столицей страны.
В Октябрьском районе акимат волнует вопрос самовольного разрытия почвы в местах захоронения шахтных объектов, уже на больших площадях. Участники задерживаются полицией, работы прекращаются, но через несколько дней возобновляются. Неужели нельзя этому противодействовать? Во-первых, эти работы небезопасны, во-вторых, это облик города. Вся работа по облагораживанию района практически перечеркнута. Как считают члены Общественного совета, в данном вопросе целесообразно было бы вернуться к работе мобильных групп по вопросам благоустройства, где ключевой фигурой будет полиция.
Волнует вопрос роста вторичных суицидов – с 70 до 120 за аналогичный период прошлого года. Из них совершены мужчинами с 45 до 80 лет, а женщинами – с 17 до 36 лет. Этому вопросу тоже не уделяется достаточного внимания, анализ причин не проводится.
По вопросу выявления и пресечения загрязнения автотранспортом воздуха, выявляются «потрясающие» возможности технического оснащения полиции. Приборы измерения в полку патрульной полиции, оказываются, работают только при температуре от 0 до 35 градусов, то есть зимой их применять невозможно. Более того, в настоящий момент у этих приборов вообще просрочены сертификаты.
Это, конечно, не все вопросы, которые необходимо решать, но на это есть ведомственный контроль, надзорные органы, и Общественный совет уверен, что работа будет проводиться. Ведь у полиции тоже есть известные проблемы: это и чрезмерная нагрузка на участковых, и перебои с освещением на некоторых улицах города, и необходимость ремонта камер видеонаблюдения. Но надо понимать: преступность тоже не стоит на месте, а развивается, принимая большее изощренные способы и методы. Полиция должна оправдывать надежды простого населения. И для решения проблем безопасности необходимо привлекать и гражданское общество. В этом и есть суть сервисной модели полиции – партнерские отношения между правоохранителями и обществом.
Лиэль СТЕПКИНА