Зов Тенгри
Тенгрианство – древнее мировоззрение тюркских кочевых народов, активно возрождающееся в наши дни. У этой статьи грустная история. О природе и духовной сущности этого учения мне рассказал Сакен Жунусов, учёный, исследователь, автор книги «Путь Тенгри», главный казахстанский апологет тенгрианства. Саке много лет посвятил борьбе с правящим режимом, за что мотал срок в колонии, и посвятил своим лагерным дням целый раздел книги. После недавней публикации этой статьи на Фейсбуке Сакен Хамзиевич написал мне в комментарии: "Рахмет, Лиэль, жаным, за публикацию моего интервью". Это было последнее сообщение от него. Буквально через несколько дней его не стало. Ковид унес его. Я искренне верю, что его дух воспарил к предкам-аруахам и сейчас он с Тенгри, божеством кочевников, о котором он много лет писал в своих книгах и научных статьях. Саке, мы вас помним. Пусть эта статья станет ещё одним шагом казахского народа к возрождению веры предков...
Вот что поведал нам о тенгрианстве его главный апологет:
Истоки тенгрианства насчитывают не одну тысячу лет. Полностью и наука, и мировоззрение, и философия этого учения сформировались в 6-7 вв., во времена возникновения Великого Тюркского каганата, когда нашим предкам, тюркским ханам, удалось объединить тюркские племена от Тихого до Атлантического океанов. Именно в то время состоялось полное завершение учения тенгризма.
Возникновение тенгрианства совпало с возникновением Тюркского каганата. Это естественно. Тенгрианство, по сути – монотеистическая религия, а монотеистические религии всегда отражают монархию, концентрированную господствующую идеологию общества.
Тенгрианство принципиально отличается от других монотеистических религий. Если говорить о его сущности – это квинтэссенция мировоззрения цивилизации кочевничества. В истории человечества я принципиально различаю только две сформировавшиеся цивилизации – это кочевничество и земледельчество. И вся глобальная история человечества – это история борьбы этих двух цивилизаций. Сущность тенгрианства в том, что оно является отражением мировоззрения кочевников.
Материализм в духовном
Бог Тенгри ассоциируется у кочевых народов с Вечным Голубым Небом. Но это не только бог Неба. Казахи, которые инерционно несут в себе мощные следы тенгрианского верования, издревле почитали Небо. Ассоциативно, когда тенгрианцы говорят, что бог Тенгри – это Небо, под небом понимается не только то, что простирается над нами. В этом есть не только материальное содержание, здесь Небо понимается как бесконечность мироздания. Духовный контекст Неба – контекст Абсолютного.
В тенгрианстве очень рефлективно, ясно и осознанно преподносится Абсолютное, что и есть Тенгри, и оно сочетается с материальным контекстом. И это все содержится в человеке, как духовное и материальное сознание.
Тенгрианство – это не только мировоззрение, концентрированно это еще и философия. Сами философы называют ее тенгризмом. В чем отличие ее от монотеистических религий семитского толка? Они все произошли из одного корня. Тенгрианство несло в себе гносеологическое основание для того, чтобы возникли эти религии, которые есть отражение этой философии.
Тенгрианство – материалистическое мировоззрение. Оно всегда несло в себе двойственность. И Тенгри, когда возник, он возник из материального начала. В тенгрианстве возникновение бога иное, чем Аллаха в исламе или Бога-Отца в христианстве. Там Бог существовал вечно. А в тенгрианстве изначально существовало хаотичное материальное Начало, в котором не было закономерности. В этом хаосе зародилось яйцо – материальная точка, в которой возник и развился Тенгри. И только потом он из нижней части яйца создал Землю, а из верхней – небо. Миф? Правильно. Но какой материалистический миф: сначала была материя, потом возникла духовность.
Умай – великая Мать
Тенгри един. У Гегеля есть закон единства и борьбы противоположностей. Нечто единое всегда раздваивается на две противоположности, и между ними начинается взаимодействие, причем это не всегда антагонизм. Это соприкосновение двух половин мироздания. То же самое происходит в тенгрианстве, когда единый Тенгри, при необходимости себя продолжить, из себя создает богиню Умай, свою вторую половину. И только при взаимодействии с ней рождает человека и ниспосылает его на землю.
Человека рождает Великая Мать Умай, но она зачата Отцом Тенгри. А мы, люди – мы дети Отца, мы не рабы его, в отличие от догматов семитских религий.
Умай – мать человечества, мать и в том контексте, что она нам благоволит, дает жизнь, дыхание, начало нашей жизни. Умай всегда занимала и сейчас занимает в мировоззрение кочевников особое место. Это отражение древнего культа Матери. До сих пор она в наших сердцах и нашей крови. Поэтому у казахов всегда было отличное от земледельческих народов отношение к женщине, у которых женщина позиционировалась как рабыня. Женщин-кочевниц никогда не надо было освобождать от рабства, они были абсолютно равноправны с мужчинами. Это все было осенено самим Тенгри и матерью Умай. В казахских семьях и сейчас мать занимает особое положение. Женщина – начало всего. Занятие мужчины – добывать семье блага, началась война – защищать родную землю. Но дома, в центре мироздания, главная – мать. И это, конечно, наследие тенгрианского мировоззрения.
Каков наш путь?
99,99% казахов, по моему убеждению, люди, которые сущностно по-прежнему тенгрианцы. Это доказывает наш менталитет. Спросите любого казаха, верит ли он в аруахов (духов)? Ответ будет стопроцентно - да. Это означает, что он верит, что его предки на том свете стали абсолютом и обитают возле Отца, исполняя миссию охраны своей семьи, своего рода, своего народа. Таким образом, человек становится богоподобен.
Казахи до сих пор по менталитету тенгрианцы. Это доказывают наши сохранившиеся с древности обряды. Например, обряд тусаукесер – разрезание пут ребенку. Обряд очищения огнем. Когда жених приводит в родной дом невесту из чужой семьи, она должна пройти очищение очагом того дома, куда она входит. Чтобы она пришла невинной не только телом, но и душой. Посмотрите, какие красивые обряды до сих пор исполняются на казахских свадьбах! А ведь это все тенгрианские обряды. Как и верование о том, что ребенок по-настоящему приходит в мир только по достижению сорока дней. Когда человек уходит в мир иной, отмечают 7 дней, 40 дней, годовщину – это все древние тенгрианские обряды. Казахи этому не отдают отчет, но они это свято соблюдают.
Я считаю, что надо объективно подходить к тому, что внутри себя мы, по сущности, тенгрианцы. А раз так, значит мы до сих пор инерционные кочевники, хотя мы уже стали и земледельческим народом. Но в душе у нас до сих пор живет великая инерция кочевнической цивилизации. Не брать это в расчет нельзя. И если мы строим государство, нельзя абстрагироваться от своей сущности. Моя книга «Путь Тенгри» как раз раскрывает нашу особенность как кочевников, тенгрианское начало казахской души. Объясняет нынешним руководителем государства неправильные особенности управления. Казахами нельзя управлять так, как управляют европейскими народами. Мы – мало индивидуализированы, мы – народ родоплеменной, коллективный. Расщеплять нас и управлять каждым в отдельности не надо. Управлять казахским народом надо так, как в старину управляли казахскими родами. Потому что в роду каждый член рода знает свое место. Тенгрианское начало в казахском народе надо учитывать. Не учитывать этой национальной особенности нельзя.
Путь тюркских народов – это путь Тенгри. У каждого народа есть свой путь. Вопрос в том, осознает ли этнос свой путь? Да, многие осознают и достигают больших успехов. Христианские народы осознали свой путь, как путь Христа. Арабы знают, что их путь – это путь Аллаха. Путь японцев – путь Синто. Путь китайцев – путь Дао. Каков путь казахов? Мы – один их тех народов, которые исторически заблудились и потеряли свой путь. Во времена каганата, казахских ханств, Золотой Орды мы шли по пути Тенгри. Это сидело в нас как завет, это будоражило нашу кровь, это вызывало в нас колоссальную пассионарность настолько, что миллион кочевников держали в ежовых рукавицах 200 миллионов земледельцев. Это давал тюркским народов тенгризм.
Кто мы сейчас? Мы сами пока не осознаем. Мы народ очень сложный. И нам еще предстоит твердо встать на свой Путь.
Беседовала Лиэль СТЕПКИНА