".. они не были бандитами... Они убивали «красных»"-заявил депутат парламента. Казахстанцы служившие в туркестанском легионе войск СС, не преступники и должны быть реабилитированы.

2021-06-28 17:58:43

Восстановление справедливости или искажение истории?

В Казахстане в очередной раз обсуждается вопрос восстановления пострадавших от политического террора.

Для этого Указом Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева создана специальная комиссия.

   Однако, общественность взбудоражило интервью депутата парламента Берика Абдыгалиулы, опубликованное государственным агентством «Казинформ».

Отсюда напрашивается вопрос: комиссия собирается заниматься исправлением судебных ошибок или переписыванием истории?

По словам Абдыгалиулы, ведомство пересмотрит приговоры в отношении членов антисоветских бандформирований. Здесь все понятно. Но смотрим его высказывание дальше «…а также пособников нацистов, вступивших во время Второй мировой войны в немецкий Туркестанский легион».


Что же такое немецкий Туркестанский легион?

Приговором Нюрнбергского трибунала легион признан преступной организацией. За сотрудничество с врагом на Алматинском процессе 1947 года осуждены 49 человек из «Легиона» и смежного с ним «Туркестанского комитета».

     Одним из идеологов легиона был Мустафа Шокай, в прошлом-лидер националистического движения «Алаш-Орда». Умер во время войны.

«…если завтра кто-то начнет писать, что Мустафа Шокай — предатель, мы его за это привлечем к ответственности...», — говорит чиновник.

Он лично наблюдал расправы нацистов над казахами и узбеками в концлагере Дебиц, т.к. считал это их необходимой «платой» за борьбу с СССР.

А теперь некоторые чиновники добиваются его «политического восстановления».


История Туркестанского легиона – важная, но не единственная страница истории, которую пытаются переписать некоторые казахстанские политики.

В 1920-1930 годах развернулась политическая борьба между молодым советским государством и феодальной казахской элитой. Традиционные общинные лидеры, крупные собственники скота и земли, пользуясь безграмотностью народа, захватывали власть. Путем подкупа и ввода своих родственников в партийное и советское руководство.

Но когда Москва начала напрямую проводить работу с населением, это не понравилось байской оппозиции и привело ее к протестам.

«Свои действия, какими бы они ни были антинародными, объясняли новыми порядками, введенными русскими начальниками в степи», - писал казахский военный и писатель Бауыржан Момышулы.

Повсеместно в Казахстане вспыхивали восстания, подготавливаемые баями, массовые налеты на аулы. Вёлся и индивидуальный террор в отношении сочувствующих советской власти. Вот ужасающие примеры из сводок тех лет: «В Куня-Ургенчском районе шайка Шалтай-батыра произвела налет на аулсовет № 5, вырезала семью предРИКа, убила секретаря аулсовета и трех дехкан»; «Ханом Кожбаном был отдан приказ — резать всех русских на территории Кара-Кум».

Настоящая вольница экстремизма. Однако, реакция властей на это была очень выдержанной.

По сводкам ОГПУ, в 1929-1932 годах госбезопасностью арестовано около 14 тысяч этнических казахов. Однако, среди причин ареста наибольшая доля - неполитическая: спекуляция, взятки, контрабанда.

Тема голода в национальной политике Казахстана не нова.

Долгое время активную кампанию по этому поводу проводили сторонники американского «Фонда Сороса». Был выпущен ряд книг и пропагандистских фильмов («Зулмат» (Жанболот Мамай), «Откочевники мертвой степи» (ДосымСатпаев).

     Когда спикер казахстанского парламента Маулен Ашимбаев выступил с призывом «не политизировать голод» и назвал его «страшным гуманитарным бедствием для всех стран бывшего Союза», казалось бы, ему удалось решить этот спор.

Однако, в 2020 году парламентская партия «Ак жол» вновь потребовала признать голод 1930 года «организованным тоталитарной властью большевиков» «геноцидом нашего народа».

Но посмотрим правде в глаза. Голод в Казахстане был частью общесоюзного голода 1931-1933 годов. И в России, и во многих странах Европы, в Америке в то время проходили «голодные» марши. Падеж скота, неурожай, эпидемии насекомых-вредителей.

Вместе с тем, очень негативную роль в трагедии этого периода в Средней Азии сыграло сопротивление старых элит. Ими расхищалось продовольствие, совершалось скотокрадство, грабежи и были даже случаи угоны скота в Китай.

Историк Дмитрий Верхотуров в своей книге «Геноцид, которого не было» приводит достоверные факты о том, что большой вклад в развитие кризиса внесли не ошибки властей, а именно подрывная деятельность байской оппозиции.

Книга получила большой резонанс, но националисты начали кампанию по ее запрету и угрозам автору.

Теперь некоторые политики добиваются официального запрета независимых исследований голода.

Открыто заявляют о создании новой идеологии вокруг антироссийских обвинений.

«Всех, кто пострадал в царское время, при коммунистической власти, нужно считать жертвами ….»- заявил Абдыгалиулы.

Что это? Попытки отдельных членов комиссии переписать историю? Создание почвы для новой идеологии, где казахский народ представляется как жертва «российского порабощения»?

Такая модель задолго продвигалась националистами при поддержке западных фондов. А теперь ее пытаются защитить на официальном уровне?

Но почему бандиты и предатели возводятся в ранг героев? А настоящие герои Казахстана неудобны?

Имена таких граждан СССР, как: писателей Бауыржана Момышулы и Мухтара Ауэзова, летчика Талгата Бегельдинова, космонавта Токтара Аубаирова и др. не получается использовать в политических комбинациях «националисты-западники»?

Или отдельные политики считают, что удобнее иметь дело с народом с комплексом жертвы? Он станет более управляемым? Не станет отстаивать свои права, считая, что история и политика идут своим чередом? И от него, от народа, мало что зависит?

Хочется надеяться, что высшее руководство Казахстана, не допустит искажения истории под видом «восстановления» справедливости.


Наши контакты:

WhatsApp 8 705 336 0909

Instagram lovecity_karaganda

Почта lovecity_krg@mail.ru