10 ноября, губернатор Василий Голубев принял участие в пленарном заседании XXVI Димитриевских образовательных чтений.
Тема форума «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» посвящена отмечаемому 2022 году юбилею российского императора-реформатора.
Донской губернатор вошел в состав оргкомитета по празднованию 350-летия Петра I, созданного по указу Президента РФ В.В.Путина.
- Ростовская область занимает особое место среди 60 регионов, связанных с именем Петра, на Дону произошло множество исторических событий. Это и первый салют, посвящённый взятию Азова, и Троицкая крепость, давшая начало Таганрогу, и закладка камня в строительство храма в Черкасске, - напомнил Василий Голубев.
Петром были заложены основы российской государственности и правопорядка, напомнил губернатор. Это наследие заставляет задуматься о будущем нашей страны. Петр делал все возможное, чтобы прославить не себя, а укрепить страну, сделать её сильной, неделимой, уверен Василий Голубев.
В 2022 году на Дону пройдут фестивали и научно-практические конференции, приуроченные к юбилею Петра Великого. Тематические выставки заработают в Азовском и Таганрогском музеях-заповедниках. Разделом, посвященным Петру I и донским казакам, будет дополнена основная экспозиция Старочеркасского музея.
- Более 400 мероприятий намечено провести в муниципальных образованиях Дона. Среди них – фестиваль военно-исторических клубов «Осада Азова», научно-практическая конференция «Петровская ассамблея в Троицке на Таган-Роге», фестиваль фейерверков «Первый салют Петра I», - отметил Василий Голубев.
Одной из тем нынешнего форума является образование. Образовательный процесс никогда не был отделим от воспитания, считает глава Донской митрополии.
- Воспитание должно строиться не на принципах поучительства и навязывания своего мнения сверху, а на принципах доброго уважительного собеседничества, разговора с современной молодежью, - сказал митрополит Меркурий.
Самой большой проблемой для подрастающего поколения стала жизнь с готовыми ответами, из интернета, других источников. Надо учить ребят глубокому анализу истории и ситуаций, уверен владыка Меркурий.
Именно в результате петровских реформ появились учреждения социального призрения больных, ветеранов – эта роль отводилась церкви. Сейчас религиозные объединения не получают господдержку, как другие подобные организации, и донские депутаты подумают, как соединить с господдержкой социальное служение церкви, сообщил спикер Заксобрания Александр Ищенко.
Пресс-служба губернатора Ростовской области
Донские казаки и Петр Первый
Фото — в сайта odigitria.by
Много разных легенд сложено об отношениях донского казачества и самого известного российского самодержца. Что в них правда, а что — вымысел, автор этих строк разбиралась вместе с доктором исторических наук, профессором, завлабораторией казачества ЮНЦ РАН Андреем Венковым.
— Действительно, более старшее поколение помнит, как в фильме «Петр Первый», донские казаки присланных бояр в Дону топили, а уж всем поколениям жителей Дона прямо-таки навязан миф о Богатом источнике. Ну, и как брали казаки вместе с Петром турецкую крепость Азов. На этом, пожалуй, все знания этой темы заканчиваются. А как дела обстояли на самом деле?
— Казаки действительно оказали большую помощь Петру, когда тот брал Азов. Первый штурм был неудачен, а во время второго казаки разгромили турецкий флот и тем самым смогли Азов блокировать со всех сторон, оставив крепость без поддержки со стороны моря. И, перед тем, как Азов пал, донские казаки и украинское гетманское войско захватили часть крепостной стены, после чего турки капитулировали.
Но Петр Первый относился к казакам настороженно, поскольку видел одну из причин бед страны в расхлябанности. Казаки же железной дисциплине со стороны государства подчиняться не хотели, у них была железная, но своя внутривойсковая дисциплина. Войско посылало в русскую армию примерно тысячу человек служить на год. Казаки воевали и под Нарвой. Поскольку в казне денег не было, Петр рассчитывался с ними местным населением.
— Разрешал мародерствовать?
— Нет, рассчитывался местным населением в прямом смысле слова. Как, к примеру, начинался на Дону известный род Мартыновых: из Прибалтики привезли на Дон мальчика, в рабство привезли. Его усыновили, а потом он вышел в войсковые судьи.
Тогдашняя военная доктрина была такой: чтобы победить, нужно разорить территорию противника. И чтобы держать противника на расстоянии, нужно было создать перед ним пустыню — выжечь селения, угнать людей. Но ситуация обострилась после 1704–1705 годов.
— Почему?
— Началась не особо удачная война. И на это время пришлись его нововведения — кофе пить, табак курить, платье европейское носить. Ну, кофе казаки и до этого пили. На Руси, как известно, немцев не очень жаловали, а тут случилось восстание в Астрахани из-за прошедшего слуха, что Петр привезет с собой большое количество немцев, и всех астраханских девиц за них выдадут. Тогда в один день случилось более 100 свадеб — чтобы свои девушки иноземцам не достались. На свадьбах местные жители перепились и устроили «государственный переворот». Но донские казаки подошли вовремя: местных бунтовщиков выпороли и порядок навели. А когда у них спросили, как они относятся к немецкому платью, казаки ответили: «У нас ходят в разном платье — кто — в татарском, кто — в турецком, кто — в польском. Если великий государь скажет, то и немецкое наденем». Что касается бритья бород, то те же низовые казаки придерживались польской моде, то есть, ходили бритыми. Это на Хопре борода считалась как нечто неотъемлемое. Впервые в обязательном порядке казаки бороды отпустили при Платове в Атаманском полку.
— Борода как часть формы-имиджа?
— А потом вышел приказ — всем бороды брить. И это ударило по старообрядцам, живущим на Дону, которые бороды продолжали носить. Когда их забирали в армию, брили насильно.
На казаках сказалось и следующее: с 1705 года стали набирать в армию рекрутов. Из 20 юношей призывного возраста нужно было забрать одного. А их надо по всей Руси еще найти, проверить по церковным книгам, потом учить воевать. То есть, делать таким образом армию — процесс долгий. Идея Петра заключалась в следующем: там, на Дону, ходит много всякого сброда, так заберите тех, кто пришел туда после 1696 года, то есть, взятия Азова.
На Дон было послано несколько комиссий. Они были немногочисленны и сопровождать их должны были черкасские казаки. А местные жители воспротивились, поскольку здесь еще не было достаточное воспроизводство своего населения. Казаки вели двойную бухгалтерию — для себя и Петербурга. В последнюю перепись лишь 20% написали родовые прозвища, то есть, фамилии, остальные — лишь имена и отчества. А пойди-найди их по ним… А внутреннее делопроизводство велось, напротив, досконально.
— Так чем же закончилась работа комиссий?
— Глава одной из них князь Долгорукий нарвался на Кондратия Булавина на речке Айдар и погиб. После этого казаки собрали свое войско и объявили чуть ли не второе восстание Степана Разина. Они были быстро разбиты, и Булавин бежал в Запорожье подбивать казаков на совместную борьбу. Запорожцы понимали, что если Петр наведет свои порядки по всем окраинам, то вольной жизни придет конец. Что и сделала в свое время Екатерина Вторая. Поддержанный запорожцами Булавин захватил Черкасск. Петр послал подавить это восстание родного брата убитого Долгорукого, то есть, знал, кого посылать. Ему дали достаточно полков, булавинская армия была разбита в пух и в прах.
Расправлялись с восставшими сурово: городки, поддержавшие их, выжигали полностью. В тех, кто держал нейтралитет, убивали каждого десятого. Булавин застрелился, казаки в Черкасске сдались, заверяя Петра в своей верности. Сегодня спорят, становились ли казаки на колени, преподнеся императору ковш с водой из Богатого колодца, а тогда, в Черкасске перед князем Долгоруким просто пали ниц.
— И Петр им поверил?
— Нет, конечно, в 1709 году, когда он направился под Полтаву на Украину, Дона не миновал. Казнил атамана и с той поры стал ставить атаманов своих.
— Так появился институт наказных атаманов — в 1709 году.
— Казаки думали, что назначенный им атаман Рамазанов пробудет на должности год. Избрали другого, Петр не утвердил, и так продолжалось несколько раз. А тут подоспела война с турками, где Петр потерпел поражение, и одной из причин стало то, что он уже не надеялся на казаков. Думал, что молдаване заменят ему легкую конницу, разведку. Запорожскую Сечь Меньшиков разгромил в 1709 году, уцелевшие запорожцы ушли к туркам. Когда в 1711 году во время Прутского похода среди турецких войск русские увидели запорожцев, то реестровых гетманских казаков вообще из лагеря перестали выпускать, чтоб не перебежали. А донцов было мало. По некоторым подсчетам, на Дону в 1708 году выбили больше, чем живых осталось. Но донцы в 1711 году участвовали в походе на Кубань, эта территория в то время считалась составной частью Крымского ханства.
— И что — «табачок врозь»?
— Последний поход Петра Первого с казаками был на Дербент — на Персию. С персами был подписан мир. И как только местные князья попробовали его нарушить, очередной герой донских казаков, атаман Краснощеков побил и персов, и аварцев. В качестве трофея на Дон пригнали 350 пленных и 11 тысяч голов скота.
— А после смерти Петра как складывались отношения с российской властью?
— Войсковой Круг утратил свое значение, сохранилась выборность командиров полков. Кто полком откомандовал, получал новый статус: бывшие командиры полков, старшины, фактически и руководили жизнью на Дону.
— А когда появилась традиция: наследник престола становится атаманом войска Донского?
— Это уже через сто лет — после декабристов: ведь именно дворяне вывели солдат (по сути, рестьян) на Сенатскую площадь. И тогда стало понятно: надежда — только на казаков. Еще один их полк переведен в Санкт-Петербург. Николай Первый, умирая, велел похоронить себя в казачьем мундире — в отличие от других императоров, которых уходили в мир иной в мундирах преображенцев.