Поиск информации о предках побудил ученого написать масштабную историю района. Четыре тома он с перерывами создавал почти 20 лет.
Детская мечта
Напомним, в декабре состоялась презентация книги «Қобда өңірінің тарихы». Ученый, ведущий научный сотрудник института истории и этнологии имени Ш. Уалиханова, доктор PhD Нуржан Жетписбай изучал историю малой родины почти четверть века. Автор, уроженец села Жарык Кобдинского района, преимущественно занимается исследованием проблем истории Казахстана нового времени. Он является составителем нескольких сборников документов по теме освободительной борьбы казахского народа, автором двух монографий по данной тематике и более ста научных публикаций.
– Интерес к истории, родословной, а также к преданиям и рассказам, дошедшим из глубокой древности, зародился еще в детстве. Среди всех исторических дисциплин особое увлечение вызывала археология. Именно эта детская мечта спустя несколько лет по окончании школы в отдаленном ауле, после определенного перерыва, привела на отделение археологии исторического факультета КазНУ имени аль-Фараби, – рассказывает Нуржан Жетписбай. – На старших курсах начал изучать историко-этнографические источники XVIII-XIX веков, хронологически весьма далекие от основной темы моего исследования.
Тогда я осознал, что, хотя много знаю об истории родного Кобдинского района, конкретных сведений у меня практически нет. Слушая на лекциях историю Отечества и зарубежных стран, болезненно ощущал, что прошлое моей малой родины оставалось для меня белым пятном.
С детства от старших не раз слышал рассказы о наших предках, сыгравших в свое время заметную роль в жизни общества – политическую и религиозную, за что, собственно, потом их подвергли репрессиям. Покойная бабушка часто рассказывала истории, похожие на легенды. Меня заинтересовали судьбы предшественников и вклад, который они внесли в жизнь общества. Лично для меня, профессионального историка, не знать историю малой родины и предков было неприемлемо.
Именно эти размышления привели первокурсника магистратуры в конце февраля 2001 года в Центральный государственный архив РК в Алматы.
– Его экс-директор, интеллигентный человек Марат Хасанаев (впоследствии трагически погиб), тепло принял меня. После рекомендаций и советов разрешил работать с архивом, – продолжает ученый. – Я начал знакомиться с документами, связанными с искусством древних кочевников (саков и сарматов), не имеющих прямого отношения к моей археологической теме. Первоначально хотел лишь получить сведения о судьбах отдельных лиц, совершивших хадж и подвергшихся конфискации имущества.
Герой публикации планировал поработать в архиве две-три недели, максимум месяц. Но в первых же делах начали встречаться названия знакомых мест, а спустя некоторое время – и имена предков. В итоге, ради того, чтобы более глубоко усвоить материал и написать труд, молодому ученому пришлось перейти от археологической темы в раздел исторических исследований.
Замечу, что занимался этим он в свободное от учебы и служебных обязанностей время. Из-за основной работы приходилось прерываться на значительное время, потому исследование и растянулось на несколько лет.
– Пожелтевшие архивные страницы словно затягивали в свою глубину. Все силы и внимание были направлены на освоение новой для меня темы, оттого время работы в архиве приходилось продлевать неоднократно, – вспоминает Нуржан Жетписбай. – Объем собранных материалов постепенно увеличивался, и я начал задумываться, что с ними делать дальше. Речь уже шла не просто о личном интересе. При обнаружении событий, не известных широкой общественности, возникло желание сделать их достоянием всего народа. К сожалению, богатая на события история нынешнего Кобдинского района никогда прежде не становилась предметом специального исследования. Уже тогда вырисовывался контур книги, которая рано или поздно должна была быть написана, хотя сроки ее выхода в свет были неясны.
Несмотря на некоторые препятствия, откладывать начатое надолго не хотелось. К примеру, был период, когда он добровольно почти год официально нигде не работал, для того чтобы больше времени проводить в центральных библиотеках Алматы. Несколько месяцев пришлось покорпеть и в архиве нашей области, хотя первые поиски начались еще в студенческие каникулы.
По словам собеседника, книгу он начал писать в 2004-2005 годах. С 2009 года повторно пересматривал ранее изученные дела, а также открыл для себя много источников в новых фондах. Несколько раз пришлось съездить в архивы Оренбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. В результате отдельные главы превращались в самостоятельные исследования. Перепечатку и редактирование рукописных текстов по истории района, ранее записанных от руки в толстые тетради, приходилось откладывать из-за дел на работе, учебы в докторантуре, написания диссертации.
– Полностью труд завершил относительно недавно, в 2023 году. Более того, даже после завершения основного текста книги, в процессе читки и дополнения ранее отложенных или упущенных фрагментов, общий объем в 2024 году увеличился более чем на двести страниц – уточняет автор четырехтомника «Қобда өңірінің тарихы».
От древности до второй мировой войны
Труд охватывает достаточно широкий исторический период – от описания памятников и событий древности до 1940-х годов, а также сведения, связанные со Второй мировой войной. Всесторонне освещаются ранее малоизученные события XVIII-начала XX веков. В книге представлено большое количество иллюстраций, в основном фотокопий документов, а также таблицы и карты, наглядно отражающие достоверность описываемых событий.
– Четырехтомник не является историей одной отдельно взятой административной единицы. Его рамки значительно шире, направленность иная, а география охватывает историю территории и сопредельных земель, – пояснил ученый.
Однако основное внимание уделено периоду нового времени (XVIII-начало XX века). К числу ключевых тематических блоков относятся материалы о древних объединениях племен региона и их памятниках, событиях XVIII века, войнах и восстаниях, многочисленных, ранее неизвестных, исторических личностях – батырах и биях, освободительных движениях XIX века, деятельности местной знати, административно-территориальных преобразованиях, событиях волостного периода, процессах переселения в начале XX века, образовании участков и населенных пунктов, революционных событиях 1917 года, движении «Алаш» в регионе и его деятелях и другом.
В части, посвященной советскому периоду, – информация об установлении советской власти, гражданской войны в регионе, административно-территориальных и иных изменениях, образовании района, конфискации имущества, голоде, репрессиях, а также об отдельных аспектах, связанных со Второй мировой войной.
Освещается хозяйственная жизнь района в XIX-начале XX века, включая животноводство и земледелие, сведения о баях, их имущественном положении. Не остались без внимания состояние системы образования, религиозная ситуация и представители духовенства, мечети и медресе, устное народное творчество, а также родовые подразделения, населявшие район, численность их дворов, летние и зимние кочевья и другие вопросы.
Без фольклора и преданий
Ученый сетует, что очень мало используются фольклорные данные и устные предания. С одной стороны, большинство аксакалов, хранивших память о прошлом и предания рода, уже ушли в мир иной. Так что сведения утрачены, как и традиция передавать предания от отца к сыну. Тому способствовали и различные испытания, пережитые народом на протяжении времени.
К тому же архивные документы Уральской области (ныне ЗКО) с административным центром в городе Уральске, относящиеся к периоду до революции 1917 года, не сохранились до нашего времени. Из-за этого многие события, происходившие в Жиренкопинской, Киыл-Уилской и Карагандинской волостях в указанный период (1869-1917 гг.), не получили отражения в монографии.
В связи с крайней скудостью источников по вышеупомянутым волостям, изложение данного периода в основном строится на материалах и событиях, зафиксированных в документах Кобдинской волости.
Наряду с этим в ходе исследования были выявлены многочисленные белые пятна, не вошедшие ни в научную литературу, ни в учебные издания. В частности, о двух крупных восстаниях, вспыхнувших непосредственно в долинах рек Кобда и Елек, а затем распространившихся на всю западную степь. К примеру, сохранились сотни документов, относящихся ко всем этапам освободительной борьбы 1822–1827 годов под руководством Жоламана Тленшиулы, направленной против колониальной политики России.
– В результате было подготовлено самостоятельное исследование, посвященное этой борьбе. Оно было опубликовано отдельной книгой и защищено в качестве диссертации. До настоящего времени тема восстания под руководством Жоламана Тленшиулы в отечественной историографии специально не рассматривалась, – констатирует Нуржан Жетписбай.
Читателю XXI века
К слову, в книге представлен ряд ранее неизвестных фактов и обстоятельств. Впервые вводятся в научный оборот имена многих местных исторических деятелей. При этом чрезмерного возвеличивания их роли, искусственного принижения либо очернения не допущено. Факты излагаются такими, какими они были зафиксированы в источниках, без искажений, с отдельными авторскими рассуждениями в ряде случаев.
Историк утверждает: настоящий труд создан исключительно по личной инициативе и без какого-либо заказа со стороны заинтересованных групп или отдельных лиц. Труд не выполнялся в рамках государственных научных проектов или грантов. Его подготовка осуществлялась без научного руководителя или консультанта.
– Разумеется, работа не лишена отдельных недостатков и пробелов, поскольку невозможно охватить всю историю, – подчеркивает исследователь. – Но уверен, что книга будет полезна для проведения внеклассных занятий в местных школах и для краеведов. Многие встретят на ее страницах имена своих предков.
Хочу отметить, что книга адресована читателям XXI века, поэтому такие факты, как родовые распри, социальные конфликты и иные подобные явления, необходимо воспринимать как характерные проявления общества того времени.
Автор не ставит перед собой никаких оценочных или иных целей, а излагает описываемые события исключительно как свершившиеся факты и часть истории. Данная работа написана в доступном, научно-популярном стиле и предназначена прежде всего для широкой читательской аудитории.
Абат КАРАТАЕВ
Фото из личного архива Нуржана ЖЕТПИСБАЯ


Комментарии