Ветераны железнодорожной сферы нашего региона могут служить примером патриотизма, трудолюбия и ответственности. Своим отличием в труде они укрепляют мощь суверенной страны, их труд отмечен высокими наградами.

1 декабря 2008 года была утверждена высшая степень отличия Республики Казахстан – Қазақстанның Еңбек Ері (Герой Труда Казахстана). Она присваивается за выдающиеся достижения в экономическом и социально-гуманитарном развитии Родины. За годы независимости такого высокого звания удостоены более тридцати выдающихся работников различных сфер экономики и культуры.
До последнего времени среди них не было тружеников стальных магистралей. А ведь казахстанские железные дороги, не уступая другим отраслям сферы услуг, развиваются, совершенствуются, модернизируются.
И вот я с радостью узнаю, что Указом Президента РК впервые в суверенном Казахстане за выдающийся вклад в развитие железнодорожной отрасли и транспортной инфраструктуры звание «Қазақстанның Еңбек Ері» с вручением знака особого отличия – Золотой Звезды и ордена «Отан» присвоено Калтаю Самбетову, ветерану Национальной компании «Қазақстан темір жолы».
Меня также особенно обрадовало сообщение о том, что среди тех, чей труд отмечен присвоением Почетного звания «Қазақстанның көлік саласының еңбек сіңірген қайраткері» – мой старый знакомый, также ветеран железнодорожной отрасли, советник президента АО «Dosjan temir joly» Борис Исинаманов. Это не первая его награда. Ранее за свой труд он был награжден орденом «Барыс» III степени, орденом «Знак Почета», медалью «Ерен еңбегі үшін».
Трудовую деятельность он начал у нас, в Актюбинском отделении путевым рабочим, был бригадиром и дорожным мастером. После окончания вуза работал главным инженером Кандагачской, начальником Никельтауской дистанции пути. Затем был начальником отдела пути, главным инженером Актюбинского отделения дороги. Он проявил себя энергичным и умелым организатором. Его заметили и назначили заместителем начальника отделения дороги. В 1984 году Борис Александрович занимает должность заместителя начальника Западно-Казахстанской железной дороги. В трудные переходные годы возглавил ставшее уже родным Актюбинское отделение дороги.
Уроженец России, Борис Исинаманов своей жизнью доказал, что он настоящий патриот Земли отцов – Атамекен. Опытный профессионал, один из тех, кто стоял у истоков РГП «Қазақстан темір жолы». Ему, заместителю генерального директора по технической политике, поручили разработку проекта долгосрочного плана технического развития железных дорог на 2000-2030 годы.
В одном из своих интервью Борис Александрович вспоминал: «Были разные мнения. Некоторые говорили, что нужно сохранить три дороги – Целинную, Алматинскую, Западно-Казахстанскую и работать в прежнем формате. Но все же большинство руководителей дорог, и я в том числе, высказались за их объединение. Хотя, надо сказать, в то время положение на Западно-Казахстанской дороге было лучше, чем на двух других. У нас не было долгов по зарплате, социальная обстановка благодаря активной разъяснительной работе не была напряженной, исправно осуществлялись перевозки местных и транзитных грузов. Многие ветераны отрасли считают, что именно за счет Западно-Казахстанской магистрали впоследствии удалось выровнять ситуацию в целом во всей отрасли».
Новая эпоха – новые дела. Проявил себя Исинаманов и как отличный менеджер по строительству других железнодорожных линий и веток, вторых путей. Участвовал в строительстве линии Хромтау – Алтынсарино, вписанной золотыми буквами в историю Казахстанской железной дороги. Ее протяженность – 404,5 км. Дорога сократила расстояние от севера и востока с западными регионами страны на две тысячи, а для пассажиров – на полторы тысячи километров, или на 15 часов пути.
Это было начало. Потом – Жетыген – Алтынколь (235 км), Аркалык – Шубаркуль (225 км), Жезказган – Саксаульская (494,5 км), Алматы-1 – Шу (вторые пути, 100 км).
Железнодорожная линия Жетыген – Алтынколь является составляющей нового железнодорожного перехода Алтынколь (РК) – Хоргос (КНР). Таким образом, на карте железных дорог Евразии появился дополнительный транзитный маршрут из Китая в Европу через Казахстан, существенно расширяющий возможности транспорта и логистики на этом востребованном направлении континентальных грузоперевозок.
А ввод в эксплуатацию ветки Аркалык – Шубарколь обеспечил республике прямой выход на Россию и западноевропейские страны. Это оказало положительное влияние не только на развитие региона, но и республику в целом.
По воспоминаниям пионеров-исполнителей, строительство самой протяженной железнодорожной линии Жезказган – Саксаульская оказалось одним из сложных в техническом плане. Линия пересекала Центральный и Западный Казахстан и располагалась в разных ландшафтных зонах: центрально-казахстанском мелкосопочнике и равнинном пространстве Приаралья с песками Большие и Малые Барсуки. Встречались участки трассы, где необходимо было производить буро­взрывные работы, также имелись сложности по обеспечению технической водой. Помимо этого, отсутствовали статистические, топографические, метеорологические данные о здешних ветрах и их направлениях. Для корректировки технических решений требовалось определенное время. Но строители сумели преодолеть все трудности и с честью справились с поставленными задачами.
В общей сложности протяженность новых железнодорожных путей, построенных с непосредственным участием ветерана сферы, составляет 1 460 километров, что равно протяженности одного железнодорожного отделения. Напомним, что всего за эти годы в стране было построено 2,5 тысячи километров железных дорог, и это лучший показатель по СНГ.
Нагашибай БАЛМАХАНУЛЫ

Фото предоставлено автором