Сегодня, пожалуй, только в одном субъекте федерации - Ямало-Ненецком автономном округе - не теряет актуальности устоявшееся выражение «автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Именно он и возглавил рейтинг российских регионов по доступности покупки новых автомобилей: 57,8% семей могут позволить себе покупку нового автомобиля стоимостью 1,3 млн рублей в кредит, почти треть ячеек общества ( 29,1%) способна приобрести транспортное средство по цене 2,9 млн рублей.

На противоположном полюсе потребительских возможностей расположилась Ингушетия. В этом регионе средство передвижения остается роскошью: недорогая легковушка доступна 1,9% семей, еще меньше доля семей, способных оформить в кредит более дорогой автомобиль, - 0,6%.

Хакасию эксперты «РИА Рейтинг» позиционируют в первой половине рейтинга — на 35 месте. При этом возможности «безлошадных» ячеек общества  в республике гораздо скромнее, чем у  российского лидера.

Исходя из содержимого семейного кошелька, стоимости страхования и бензина, а также расходов на содержание транспортного средства только 17,4% семей в Хакасии могли позволить себе в конце ноября купить в кредит автомобиль стоимостью 1,3 млн рублей. Более дорогое транспортное средство - стоимостью свыше 2,9 млн рублей - доступно лишь 4,4% семей.

Причем по сравнению с минувшим годом доля семей, способных осуществлять ежемесячный кредитный платеж, тратить деньги на надлежащее содержание недорогого автомобиля и производить повседневные расходы, подросла в республике лишь на 1,4%. Доля тех, кто может оформить автокредит на более дорогое средство передвижения, выросла еще менее заметно — на 0,3%.

Как отмечают эксперты «РИА Рейтинг», на уровень доступности покупки автомобиля в кредит оказывают влияние не только рост заработной платы, но и удорожание жизни в регионе, повышение ставок по кредитам, галопирующая цена горючки и текущего обслуживания. Кроме того, в течение двух лет стоимость недорогого автомобиля в Хакасии увеличилась с 0,9 до 1,3 млн рублей, железная лошадка средней стоимости тоже прибавила в цене — с 2,5 до 2,9 млн рублей.

В двадцатку российских лидеров по уровню доступности покупки нового автомобиля в кредит удалось войти только двум сибирским регионам — Красноярскому краю и Иркутской области. В крае недорогая легковушка доступна 27,5% семей, в области такое средство передвижения могут приобрести 22,3% семей.

В подвале рейтинга нашлось место для двух представителей Сибирского федерального округа: в Алтайском крае недорогой автомобиль доступен 9,9% семей, в Туве чуть меньше — 9,2%.

Между тем, по сравнению с минувшим годом существенно повысили уровень доступности покупки нового недорого автомобиля Новосибирская область (на 2,9%) и Алтайский край (на 2,4%). Минимальный рост доли семей, которые могут купить в кредит автомобиль стоимостью 1,3 млн рублей, продемонстрировала Тува — на 0,9.

В текущем году российский авторынок демонстрирует значительное снижение продаж и замедлением темпов автокредитования. За одиннадцать месяцев продажи новых легковых автомобилей снизились на 17,8%.

Согласно исследованию "РИА Новости", в целом по России доля семей, которые финансово могли себе позволить приобретение в кредит и владение новым недорогим автомобилем (стоимостью 1,3 млн), составила 20,5%. Автомобиль стоимостью 2,9 млн рублей доступен 6,6% российских семей.

 Любовь Жиц