Снег как лекарство

2020-02-20 16:06:16

25 лет назад он, опасаясь быть непонятым в России, впервые показал своё главное детище в Лондоне, где спектакль стал мировой сенсацией. С тех пор он получил 20 международных наград, триумфально побывал в 58 странах и стал абсолютным классиком.

Ни один из буклетов к «Снежному шоу» коварно не предупреждает о главном: спектакль способен разбередить болезнь. Диагноз этот называется «внезапное обострение детства» с последующими переживаниями счастья и боли одновременно. И заразившиеся будут испытывать эти симптомы, быть может, всю последующую жизнь.

Романтик и философ, рожденный в российской глубинке, уже давно не Вячеслав Иванович Полунин, а Слава. И лет ему вовсе не семь десятков.

На вопрос – сколько вам лет? – Слава Полунин отвечает так: «Лет десять. Я, серьёзно, я как ребенком был, так я и продолжаю в этом возрасте находиться. А чтобы мне не было часто больно, как это бывает с детьми, я какие-то себе вывел формулы, которые меня защищают. Я – защищённый ребёнок».

Слава Полунин задумывал когда-то этот спектакль, в который вложил все свои лучшие идеи, как новый образ клоунады 21-го века. И несмотря на то, что на сцене – все признаки пантомимы и клоунады, зрелище не вписывается ни в один жанр. Короткой жизни он противопоставил 100 минут трагикомедии, где смеются и глотают слезы, где улыбка в уголках губ – оружие против страхов, оружие массового созидания.

«Чаплин говорил, что стоит заниматься клоунадой только когда через неё видны слезы, -- объясняет Слава Полунин. – Важна вся панорама, что ли; все краски мира в юмор вложить нужно, чтоб он стал настоящим. Как бы ни было смешно, если в нём нет человеческой души или судьбы – этот юмор на минуту. И поэтому мы даже не пытаемся сделать хохот».

Раздавая счастье, он препарировал своё собственное, среди многочисленных постулатов которого – «делай только с теми, кого хочешь обнять» и «делай только невозможное – всё остальное сделают другие».

«Этот спектакль начался в Лондоне, -- вспоминает Слава Полунин, -- где мы сидели всей семьей, нас в спектакле всего-то было пять человек, которые полностью его делали. Три человека на сцене и два техника. И вот мы сидели, резали, готовили каждый вечер к спектаклю по несколько часов этот снег. И весь спектакль у нас умещался тогда в семь вещевых мешков. А сейчас это уже три тонны на огромных колесах, летаем по все стороны земного шара, еле-еле успеваем. Он так растёт и растёт, и всё больше моих друзей вовлечены уже в него, – сотни людей уже в нем участвуют».

Снег эмоционально нагрет до температуры горения, но не горит: таким его теперь специально для шоу производит целая фабрика в Лос-Анджелесе. – Иначе пожарные не допустили бы, чтоб зал каждый раз в прямом смысле утопал в нём.

«В этой главной метафоре, конечно, много всего… Но это самый большой страх моего детства, -- делится автор «Снежного шоу». – Образ мамы и образ снега – они близкие, потому что мама часто уезжала в соседнюю деревню километров за двадцать. Она была распорядителем всяких событий в нашем городке, и она уезжала каждый раз куда-то, а возвращалась – завтра или послезавтра. А тут ещё и зима, и она уезжает в снег, в метель и так далее. И вернётся, не вернётся – не известно. Поэтому такая история… Почему-то снег все время мне напоминает сразу одну уезжающую мою маму. И исчезающую там, в снегах в этих».

На какую такую кнопку внутри человека нажал Слава Полунин, что 25 лет по всему миру тянутся на его Снежное шоу очереди, хвоста которых не видно? Многие возвращаются по второму и даже третьему разу за этим чем-то очень дефицитным, что ускользает от слов и определений.

«Дело, наверное, вот в чём, -- говорит Слава Полунин, --практически потерялось слово «нежность» – вместо него пришли «сила», «уверенность», «упорство», «деятельность», «труд»… Ценность этого слова ушла, как будто оно ничего больше не значит, ничего не стоит. Но я получил от родителей, от друзей столько этой нежности, что удивился, почему вдруг она исчезает вокруг. В конце концов я её осознал по-настоящему в этом спектакле. Нежность стала главным его событием. На ней оно всё там и построено».

Как получилось, что Слава Полунин – клоун для взрослых?

«Тут всё более или менее просто, -- объясняет Слава, -- у детей всё нормально складывается, это у взрослых всё перепуталось. Они оторвались, запутались и никак не могут разобраться. Поэтому я от имени детей шпион в мире взрослых, чтобы помочь им как-то из этой ситуации выбраться. Чтоб детские мечты опять стали их жизнь продвигать, то есть двигать их главными интересами».

«Чем больше в мире разломов, -- говорит Слава Полунин, – тем сильней человек нуждается в чуде. Последние годы – просто удивительные. Меня просто во все стороны раздирают, потому что я нужен здесь, я нужен там. Потому что здесь уже совсем темновато и там темновато, -- хоть немножко какой-то надежды и света люди всё время ищут».

Возможность погрузиться в атмосферу «снежной нежности» у жителей Воронежа будет со 9 по 14 марта в театре оперы и Балета.

                                                 На правах рекламы.