Наливной 3D пол, интерактивный сундук, современные витрины, а еще манекены, сделанные по фотографиям реальных тундровиков.
От встречи гостей под звук бубна, потом танцев с бубнами и до уникального экспоната – настоящего шаманского бубна – двадцать шагов вверх по лестнице. Но сначала – торжественное открытие.
Небольшой концерт и рассказ об уникальной культуре коренных жителей севера. Дальше – красная ленточка! Последнюю торжественно перерезают. А после всех гостей просят никуда не проходить, по крайней мере в зимней обуви.
«При входе в этнозал мы всегда будем выдавать теперь специальные бахилы. Для того, чтобы не испортить 3D наливной пол. Переступив порог этнозала, посетитель в буквальном смысле слова оказывается в бескрайней тундре», – объясняет Марина Гончарова, экскурсовод.
Справа в зимней тундре – мужской. Слева в летней – женской. Зал разделен наполовину по принципу ненецкого чума. Интересный факт все манекены оленеводов и рыбаков сделаны вручную, по фотографиям реальных северян, которые родом из гыданской тундры. Над созданием нового зала этнографии ученые из Москвы, дизайнеры из Вологды, строители из Екатеринбурга и художники из Тазовского трудились полгода. При этом сотрудники музея следили, чтобы из-за современного стиля не потерялись самобытность и этнический колорит, которые так ценят гости.
«Идея возникла еще года два назад. Потому что витрины устарели. Требования к музеям изменились. А еще нам нужно было в систему «Артефакт» внести фотографии с шаманского комплекса. Но у нас не получалось. Витрины не соответствовали. И началось отсюда. Стали придумывать витрины, еще и еще, идеи начали обрастать новыми разными взглядами. И в конце концов пришли к тому, что нужно провести реэкпозицию», – рассказала Вера Трутченкова, директор Тазовского краеведческого музея.
В зале этнографии экспонатов стало в три раза меньше. Зато удалось избавиться от ощущения захламленности пространства. Каждый предмет (например, это – столетние женские сумочки тундровичек, или серебряные украшения) легко разглядеть. Изюминка выставки – вещи последнего Тазовского шамана. Помимо костюма, бубна и тотемов, здесь впервые представлены культовые предметы, которые переданы в музей родственниками. Это двухглавая гагара и чаша, которую во время обрядов шаман наполнял кровью.
«Мне понравилась история про шамана. Потому что он был загадочным человеком. Он мог делать волшебство силой мысли», – делится впечатлениями Марьяна Худи, гость музея.
А еще обновленный зал этнографии – это большое количество интерактива. Например, огромный планшет, замаскированный под традиционный женский сундук. Здесь можно прочитать про каждый экспонат, рассмотреть его 3Д копию в деталях.
«Впечатления очень восхитительные. Впервые вот так здесь можно увидеть кусочек тундры. Было страшно ступить. Боялась нарушить этот естественный природный слой. А так – супер! Нашим жителям и гостям очень понравится. Думаю, что нашим жителям и гостям очень понравится. Потому что мы настолько привыкли к интерактиву. Что нам хочется дополнять. Даже учитель рассказывая обязательно дополняет видеороликами и презентациями, а здесь – ну просто супер», – отмечает Ольга Борисова, гость музея.
«Все необычно. Ярко. Светло. Реалистично», – считает Елена Чепак, гость музея.
Обновление музея продолжится. Большая перезагрузка ожидает «Зал истории». Дизайн-проект уже готов. На его реализацию потребуется примерно полгода.