Вчера пресс-служба компании «Синара — городские транспортные решения (ГТР) Ростов-на-Дону» сообщила о завершении разработки концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию трамвайной инфраструктуры Ростова-на-Дону и поставку в город подвижного состава. Екатеринбургская фирма-инвестор намерена построить в южной столице 104 километра трамвайных путей, два сервисных депо и приобрести 61 трехсекционный трамвай.
Также предполагается модернизировать 30 односекционных трамваев, которые были приобретены ростовскими транспортниками в 2018 году, к чемпионату мира по футболу.
Строительно-монтажные работы будут проходить в четыре этапа, завершить их планируется в 2028 году. Общий объем инвестиций в этот проект составляет 62 миллиарда рублей.
«Общий объем государственно-частных инвестиций в проект превышает 62 миллиарда рублей, концессию предлагается заключить сроком на 25 лет. При успешном ходе согласования проекта станет возможным уже в этом году приступить к строительно-монтажным работам на первом участке», — добавили в компании.
На первом этапе запланировано проложить путь от улицы Станиславского до микрорайона «Левенцовский». Затем возвести трамвайное депо № 1 и модернизировать трамвайные пути на участке от площади Мичурина до Центрального рынка на проспекте Буденновском.
Второй этап включает прокладку рельсов от перекрестка улицы Максима Горького и проспекта Буденновского до железнодорожной станции Сельмаш. На третьем этапе трамвайные пути свяжут центр Ростова и микрорайоны «Суворовский» и Верхний Темерник. А на четвертом этапе будет модернизирована и построена сеть от железнодорожного вокзала «Ростов-Главный» до госпиталя ветеранов войн на 26-й линии.
«В Ростове используется нетипичная для России трамвайная колея шириной 1435 мм, и мы предлагаем сохранить эту уникальную особенность города. Да, это повлечет за собой ряд технологических сложностей при проектировании и производстве подвижного состава, но такое решение вписывается в существующую систему транспортной городской инфраструктуры», – отметил гендиректор компании «Синара – ГТР» Евгений Васильев.
Стоит напомнить несколько интересных фактов из богатой истории ростовского трамвая. В 1867 году, впервые для Ростова-на-Дону, по улице Большой Садовой начал курсировать общественный транспорт – омнибус (конный экипаж для всех).
В 1887 году на смену омнибусу пришла конка (конно-железная дорога), построенная Бельгийским акционерным обществом. Город Ростов-на-Дону был десятым по счёту городом в России, где была построена конка. Движение по первой линии конки началось 30 августа 1887 года по улице Большая Садовая – от реки Темерник до переулка Богатяновского.
Это было огромное событие в жизни города и открытие, проходившее в воскресенье, стало красочным праздником: по рельсам вереницей двигались переполненные жителями вагончики, украшенные российскими и бельгийскими флагами и запряжённые лошадьми, в городском саду играл духовой оркестр, по всей улице толпился народ, с наступлением темноты был устроен фейерверк.
Вскоре линии конки были построены по Таганрогскому (Будёновскому) и Большому (Ворошиловскому) проспектам, улицам Темерницкой, Почтовой (Станиславского), Полицейской (Тургеневской), Шестой (Варфоломеева). Самую первую коночную линию продлили в обе стороны – до железнодорожного вокзала и до Ростово-Нахичеванской межи.
Власти соседнего города Нахичевань-на-Дону тогда также построили в своём городе коночную линию. На первой в России междугородной линии – от железнодорожного вокзала в Ростове-на-Дону до центра Нахичевани и далее, до вновь построенного коночного депо, регулярное движение началось 16 августа 1890 года. Общая длина сети конки составляла 22 км, на линии ходили 36 вагонов, имелось два депо – в Богатяновском переулке и на 36-й линии, в Нахичевани.
Но уже во многих городах в конце XIX века началось внедрение более прогрессивного вида городского транспорта – электрического трамвая. И город Ростов-на-Дону не остался в стороне от прогресса. В апреле 1898 года городская управа по согласованию с городской Думой заключила с Бельгийским акционерным обществом конно-железных дорог о договор на переустройство линий конки под электрический трамвай.
В середине 1901 года начали прокладывать электрические сети, менять рельсы и шпалы, возводить и благоустраивать остановочные павильоны. 13 декабря 1901 года началось пробное движение электрического трамвая по улице Большой Садовой.
20 декабря 1901 года вышел на линию уже в первый регулярный рейс первый электрический трамвай города. Город Ростов-на-Дону был двадцать вторым городом в Российской империи, который вступил в трамвайную эру.
В последующие недели, после пуска первого электрического трамвая, все линии конки, кроме нахичеванской, перевели на электрическую тягу. 22 декабря 1902 года было открыто движение электрического трамвая и в городе Нахичевань-на-Дону. Начиная с 1909 года, была проложена трамвайная сеть по улице Сенной (Максима Горького) и по переулку Крепостной до скотобоен. К 1914 году в городе функционировали восемь трамвайных маршрутов.
Ранее мы рассказывали, как вагоновожатых Таганрога для современных трамваев обучают в Ростове-на-Дону. Администрация Таганрога перед тем, как запускать новые трамваи от «Синары» на маршруты, обратилась в «Ростовскую транспортную компанию» с просьбой подготовить специалистов. Группа вагоновожатых прошла теоретическое и практическое обучение на базе ростовского центра подготовки, и уже приступила к работе в Таганроге.
Алиса МОКРОУСОВА.