Вчера в России отмечали День железнодорожника — один из старейших праздников страны. Специальный корреспондент «Вечернего Ростова» отправился на экспозиционную площадку Музея истории Северо-Кавказской железной дороги, где прошлое сходится с настоящим.
История здесь словно застыла. Звезды с ленинским профилем, имя Феликса Дзержинского на котле паровоза, символика СССР на мощных формах громадных паровых локомотивов… Паровозы неподвижно спят, но гигантская сила вполне ощутима, и посетитель на некоторое время будто становится меньше по сравнению с исполинами, одно колесо которых — с человеческий рост.
Музей хранит наследие, которое оставила нам великая эпоха. Можем ли мы сказать, что она продолжается и сегодня? Ответ на этот риторический вопрос оставим на усмотрение читателей.
1 августа 2003 года в городе Ростове-на-Дону на станции Гниловской была открыта экспозиционная площадка натурных образцов исторической железнодорожной техники. Общая длина экспозиционных путей музея составила 1900 метров. И все это — на историческом месте, непосредственно связанном с развитием железных дорог России, поскольку именно здесь в 1869 году была построена станция «Гниловская» Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, связавшей центральные районы страны с портами Таганрога и Ростова-на-Дону.
Просуществовала эта станция до начала 90-х и была со временем закрыта. В 2002-м было решено трансформировать ее в музейную экспозицию с расположением по всей длине смотровых платформ для посетителей. Выбор местоположения был также обусловлен тем, что до нее можно добраться из центра города на общественном транспорте, или же на электричках, идущих с Пригородного железнодорожного вокзала по направлению в Таганрог.
В результате проведенных работ станционные пути полностью видоизменились, были убраны старые коммуникации и подведены новые. Переустроена и сама платформа для посадки — высадки пассажиров электропоездов. На территории экспозиционной площадки заново возведено административное здание, которое вместило в себя все рабочие кабинеты сотрудников музея. На втором этаже расположился просторный зал, дополняющий музейную экспозицию и содержащий раритеты, связанные с историей подвижного состава железных дорог.
Сегодня коллекция подвижного состава насчитывает 80 единиц, 69 из которых представлены вниманию посетителей (остальные ожидают реставрации). Общая площадь экспозиционной площадки составляет почти два гектара. Чтобы обойти всю территорию и познакомиться с музейной техникой, потребуется не меньше часа.
Особенностью этой музейной экспозиции является доступность всего представленного. Посетители имеют возможность не только потрогать тот или иной экспонат, но и побывать в кабине машиниста паровоза, подержать лопату кочегара, подергать рукоятки регулятора или инжектора, вентили пароразборной колонки или переводного винта реверса, посетить в сопровождении экскурсовода пассажирский вагон…
«Сотрудниками музея проводятся тематические экскурсии, лекции, викторины, оказываются консультации и помощь в написании рефератов по истории дороги, организуются встречи молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны и железнодорожного транспорта. Ежегодно всеми формами работы в музее охватывается более 10 тысяч человек», — сообщил «Вечернему Ростову» директор экспозиционной площадки Владимир Бураков.
Ранее «Вечерний Ростов» сообщал о том, что туристические рейсы ретро-поезда из Ростова до Таганрога решено сделать регулярными: каждую субботу до конца сентября все желающие смогут отправиться в паровозный тур с вокзала Ростов-Пригородный.
Александр ОЛЕНЕВ.