Напомним, просветительское мероприятие в кластере «С52» состоялось вчера вечером. Оно стало первым опытом такого рода информационных встреч для собственников квартир в домах центра Ростова.
Сегодня ростовчанам приходится вникать в нюансы законодательства в сфере жилья самим, чтобы не оказаться в ситуации отсутствия выбора — когда есть решение о признании дома аварийным и жильцам придется с ним согласиться и переехать, получив компенсацию. А на месте бывшего старинного особнячка немедля затевается строительство высотки…
О законных правах жителей домов в старом жилом фонде и говорили эксперты общественных объединений «МойФасад» и «Городской патруль» — Елена Чернышева и Елена Хатламаджиян.
— Есть только два признака, по которым дом могут признать находящимся в аварийном состоянии, — объяснила Елена Евгеньевна Хатламаджиян. — Это существенные повреждения несущих конструкций здания и крен, когда дом отклонился от вертикали. Вот и все, что является веской причиной.В остальных случаях решение о признании дома аварийным может быть оспорено. Тонкие нитевидные и стабилизированные ( не расширяющиеся) трещины, другие подобные дефекты фасада или внутренней части дома не являются причиной, достаточной для расселения и сноса. Специальная комиссия с участием специалистов должна провести инструментальное обследование состояния дома, чтобы дать заключение о его аварийности.
Самые важные для собственников нормативно-правовые документы, по словам Елены Чернышевой, это Жилищный кодекс Российской Федерации и постановление правительства России № 47 от 28.01.2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
— Это основные документы, которые стоит изучить жильцам старинных домов, чтобы знать свои права, — говорит Елена Владимировна Чернышева. — Также вся процедура признания дома аварийным описана в федеральном законе № 185-фз от 21.07.2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Могут быть полезными и СНиПы — строительные нормы и правила, на которые можно сослаться, если власти делают упор на угрожающее состояние дома и необходимость срочного выселения жильцов.
Кстати, может быть и другой вариант: дом рушится, а муниципалитет затягивает с признанием его аварийным. Так, по словам Елены Чернышевой, было с домом на улице Суворова, 7. Его довольно долго «мурыжили», поскольку город не готов был взять на себя оплату экспертизы. Ведь по закону процедуру обследования оплачивает его инициатор… А стоимость экспертизы по одному дому составляет 80-100 тысяч рублей. Если с обследованием фундамента, то и больше.
Законодательство дает право любому человеку, проживающему в многоквартирном доме, начать процедуру признания его аварийным. Для этого достаточно лишь написать заявление в районную администрацию. Может это сделать и сама администрация, если в доме есть хотя бы одна муниципальная квартира.
— Как узнать, есть ли в нашем доме муниципальное жилье? — задала вопрос жительница дома № 44 в переулке Семашко.
— Надо направить запрос в администрацию вашего района, и вам обязаны ответить, — ответила Е. Е. Хатламаджиян.
— А где уточнить, не признан ли дом объектом культурного наследия?
— Все ОКН внесены в общий реестр — он находится в открытом доступе в Интернете. Также можно направить запрос в Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области. Запрос может быть составлен в свободной форме, — уточнила эксперт.
Ростовчанка, живущая в историческом доме на углу улицы Седова и проспекта Соколова, спросила: можно ли сейчас остановить процесс признания дома, построенного в 1899 году, аварийным? Сейчас из него постепенно расселяют собственников квартир, выплачивая им компенсации (по словам женщины, плата составляет порядка 75 тысяч рублей за квадратный метр). Но сама она живет там по договору найма — квартира ее принадлежит городу. И новое жилье обещают подобрать не скоро- лет через пять…
— У вас нет сейчас возможности остановить процесс признания дома аварийным. Нет никаких рычагов для этого, — честно ответила Елена Хатламаджиян. — Вы ведь даже не собственник квартиры.
Одна из слушательниц, пожилая дама, рассказала, что в доме №64 на улице Шаумяна, где она проживает, протекает кровля. Дом принадлежит к старому фонду, и управляющая компания отказывается делать ремонт с заменой кровли. «Как — отказывается? — переспросила Елена Хатламаджиян. — «Просто говорят — нет. И все!» — подтвердила женщина.
— Тогда вы можете расторгнуть договор с этой УК, или же потребовать у них список работ, которые включены в перечень оплачиваемых вами услуг по содержанию и текущему ремонту дома, — уточнила Елена Евгеньевна. — Также можно предложить управляющей компании заменить какие-то работы из перечня на ремонт кровли, как первостепенные и важные для состояния дома. Но у вас, как собственников, всегда есть право и расторгнуть договор с УК, если вы недовольны ее работой.
Кстати, с Фондом капитального ремонта, по словам участников движения «МойФасад», сейчас взаимодействие налажено. И ситуация с капитальными ремонтами старых домов стала улучшаться.
«В прошлом году мы писали про «дом Шатова» на Чехова-Пушкинской. Его администрация хотела признать аварийным и подлежащим сносу. Теперь здание ремонтируют. Хотят восстановить деревянные рамы в подъездах, даже обратили внимание на хаос на фасадах — кондиционеры, провода, балконы, веранды. Чиновники должны были проработать с жильцами эти вопросы и убрать/изменить то, что нарушает правила благоустройства», — сообщается в группе общественного движения в социальной сети «ВКонтакте».
Также в администрации города наконец стали регулярно, раз в неделю, проводить заседания комиссии по капитальному ремонту и аварийному жилому фонду. В них участвуют и представители общественности. Один из них, член экспертного совета и Ростовской областной общественной организации Союза архитекторов России, архитектор Александр Ломтев, отметил в беседе с корреспондентом «Вечернего Ростова»:
-Сейчас мы имеем возможность на совещаниях в администрации высказывать свои рекомендации, к ним прислушиваются. Но пока у нас нет реальных рычагов влияния на ситуацию, соблюдение этих рекомендаций будет зависеть лишь от желания муниципалитета. К сожалению, политическая воля в любой момент может и поменяться…
Хотелось бы верить в то, что интересы ростовчан, которым больно видеть разрушение и гибель старого Ростова, станут для руководителей города безусловным приоритетом. А горячее желание строительных фирм побыстрее освоить еще одно «пятно» на месте разрушенного здания в историческом центре южной столицы не станет доминирующим фактором при решении вопроса.
Алиса МОКРОУСОВА.
Комментарии