4 июня в Выставочном зале Союза художников России (на улице М. Горького, 84) открылась персональная юбилейная художественная выставка графики и плаката Наталии Курманаевской «Цветные сны». В экспозиции представлено более 50 работ, созданных в разные годы.
Выставка как выставка. Вернисаж в зале художников на Горького гостеприимно открывает двери перед гостями. Творческая богема южной столицы заходит сюда как к себе домой. Здесь все знакомы друг с другом. Целуются, обнимаются. Целуют в руку, а то и в щеку сегодняшнюю именинницу — Наталию Курманаевскую. Ей очень к лицу букет алых роз. Именно такой комплимент делают многие художники. Люди творческие знают, им видней. Наталия чуть смущенно улыбается и благодарит персонально каждого за посещение выставки.
Младшая представительница известной ростовской династии мастеров изобразительного искусства Наталия Курманаевская изучала живопись в «грековском» художественном училище, а вот в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова специализировалась по примеру своих родителей на факультете графики.
Мир большого искусства для Наталии начался сочетанием картин и музыки. Курманаевская становится театральным художником. От афиши до буклета, от программы до пригласительного билета – вся полиграфическая реклама Ростовского государственного музыкального театра была результатом трудов и вдохновения художника-графика.
Вот и на выставке представлены плакаты, созданные по заказу Ростовского музтеатра к спектаклям «Князь Игорь», «Фауст», «Лебединое озеро», «Паганини», «Марица», «Евгений Онегин», «Гамлет», «Цыган», к спектаклю «Игрушки» Молодежного театра Ростова-на-Дону.
Графические листы триптиха «Не нам, а Имени Твоему» («Атаман», «Вера», «Рассвет») знакомят зрителя с историей древней столицы донского казачества — станицы Старочеркасской. А серия цветных автолитографий «Святые князья земли Русской», созданная к Всероссийской выставке в Москве, приуроченной к 2000-летию христианства, и рисунки углем «Храмы России» посвящены истории нашего Отечества.
«В своих графических листах и живописных работах она смело и динамично режиссирует активными, то возгорающимися, то гаснущими цветовыми массами и плоскостями, линейными ритмами, ища в их сочетании собственное представление о согласии и гармонии в реальном, окружающем ее мире», — так характеризовал творчество Наталии Курманаевской выдающийся донской искусствовед Валерий Рязанов.
Отдельный раздел экспозиции рассказывает о впечатлениях от путешествий. Серия «Крымские впечатления» — результат поездки в «Артек» в 2017 году в рамках всероссийского пленера «Художники-детям», который проходил под эгидой Союза художников России.
Триптих «Испания» и серия графических листов «Рим. Ангелы и птицы» навеяны воспоминаниями от поездок по музеям Испании и Италии.
Пастели «Коты и рыбы», серия «Собака — друг человека», «Зима. Первый день Нового года» — дань любви к братьям нашим меньшим.
Еще одна часть работ — вариации на тему творчества и мастерской художника — это графические листы серии «И новый день опять ко мне приходит», «Мастерская. Все оттенки красного», «Хороший день всегда начинается с кофе».
Бродя по выставке, автор этих строк искал птиц на полотнах Курманаевской. Художница не отрицает своей любви к крылатым обитателям неба. И на ее картинах птицы изображены повсеместно. Мы видим чайку, присевшую на статую в замке Святого Ангела в Риме и чайку, взгромоздившуюся на жерло пушки в станице Старочеркасской. Любуемся стайкой голубей, вспорхнувших над площадью Святого Марка в Венеции и жалеем розового фламинго в руках Алисы, которая собирается играть этой неуклюжей птицей в крокет. Даже на театральной афише к балету «Лебединое озеро» художница изобразила черно-белое перо, застывшее в воздухе.
Наталия и сама временами напоминает сказочную Жар-птицу, невесть как запорхнувшую в этот зал, наполненный живописными работами.
Идем дальше, и взгляд привлекают абстрактные композиции, к которым художница также неравнодушна. Кстати. Она преподает предмет абстрактной декоративно-плоскостной композиции в Академии архитектуры и искусства Южного федерального университета. Графические работы Курманаевской выполнены в техниках цветной автолитографии, темперы, гуаши, пастели, угольного карандаша.
На юбилейной выставке принято говорить о достижениях, регалиях и прочем официозе. Что ж, перечислим кратко некоторые позиции.
Наталия Алексеевна Курманаевская — член Союза художников России с 2000 года. Она председатель графической секции и член правления Ростовского областного отделения Союза художников России. Участница около сотни профессиональных художественных выставок: всероссийских, академических, межрегиональных, областных, зарубежных.
Произведения Наталии Курманаевской находятся в Ростовском областном музее изобразительных искусств, в Московском музее современного искусства, Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина (Москва), Национальном культурном центре города Казани, Мемориальном комплексе славы имени А. Кадырова (город Грозный), в частных коллекциях в России, Финляндии, Великобритании, Германии.
Наталия Курманаевская также является автором баннеров для экспозиции Атаманского дворца Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника, посвященных истории древнего казачьего рода атаманов Ефремовых. Она автор логотипа празднования 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 года в Ростовской области. Автор дизайна книги «Ростов и оперетта: 150 лет вместе», посвященной Году театра в России, книги «Театральный Дон» по заказу министерства культуры Ростовской области, альбома-каталога «Петр I и его эпоха» (2022) для Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника.
Перечисление государственных, региональных и прочих наград займет немало места, и этот пункт можно опустить. Скажем только, что Наталия Алексеевна не почивает на лаврах. Она полна творческих замыслов и желания двигаться вперед. Или лететь как птица к новым вершинам художественного мастерства.
Выставка в Союзе художников удалась. Пожелаем юбиляру новых творческих удач и всегда креативного хорошего настроя!
Александр ОЛЕНЕВ.
Фото автора.