Острая нехватка на российском рынке необходимых полиграфических материалов в обозримой перспективе приведёт к изменению внешнего вида книг и печатной продукции, сообщила собственница ростовской типографии «Медиа-Полис» Светлана Сахно.
По её словам, только с начала текущего года стоимость материалов, используемых для книгопечатания, выросла в среднем на 30-50%. Но это, как заявила Сахно, ещё полбеды.
— Некоторых из этих материалов скоро не останется вовсе. Склады пустеют, российских аналогов нет. Это заметно скажется на внешнем виде новых книг. Дизайнерам придётся придумывать какие-то способы обойтись простыми выразительными средствами, чтобы компенсировать то, что раньше делалось за счёт использования специальных материалов. Всё будет сильно упрощаться в оформлении книг, — дала прогноз владелица типографии.
Она добавила, что если издательства не хотят разочаровывать своих читателей, то им нужно будет более требовательно подходить к выбору материалов для оформления книг.
— Если это какое-то бульварное чтиво на один раз, то при производстве книжки логичнее использовать материалы попроще и подешевле. А если выпускается сборник стихов, то уместнее потратиться на дорогое и качественное оформление, — считает Сахно.
Посетовала собственница типографии и на сложности с приобретением краски для печати.
— Кто бы мог подумать, что в стране великих химиков — Менделеева и Бутлерова — не будет собственной химии на печатные процессы. Вместо российских производителей мы вынуждены закупать краски у компаний из Индии и Турции, — заявила Светлана Сахно.
Ещё одной проблемой она назвала быстрое уменьшение количества производственных помещений в Ростове, которые можно было бы использовать для открытия типографий.
— Есть желание расшириться и вдвое увеличить мощности, потому что у нас сейчас много заказов. Но в Ростове уничтожаются помещения с крепкими фундаментами, с подведённой водой и подключённым электричеством. Нет смысла где-то в степях открывать типографию, возить рабочих… Кто туда поедет? — задалась вопросом Сахно.
На рост цен на книги пожаловалась и директор издательства «Феникс» Олеся Фартушная. Она сообщила, что за несколько последних месяцев себестоимость обычных чёрно-белых изданий взлетела на 30-40%, а детские книжки с наклейками и вовсе подорожали на 100%.
От бумажного дефицита страдают не только типографии и книжные издательства. Не меньшие сложности есть и с покупкой обычной офисной бумаги формата А4. Проблема вызвана наложенными на Россию санкциями и разрывом логистических цепочек поставок.