Последний избранный мэр Шахт Денис Станиславов, который руководил городом с 2011 по 2015 годы, довольно скептически отозвался о перспективе передачи водоканалов Ростовской области в руки концессионеров. Бывший чиновник сообщил «Городу N», что государственно-частное партнёрство, предлагаемое областным МинЖКХ в качестве панацеи для спасения изношенных сетей, на практике приведёт к резкому росту тарифа.
По его словам, договор концессии заключается на длительный период и предполагает не только модернизацию коммунального имущества, но и прямую финансовую выгоду для частника — любой инвестор «должен окупить вложенные средства и получить прибыль».
«За счёт чего он это сделает? Финансирование любого водоканала в конечном итоге покрывается оплатой услуг населением, юридическими лицами и платой за техприсоединение при строительстве новых объектов от застройщика», — пояснил он.
При этом Станиславов убеждён, что схема вывода региональных сетей водоснабжения и водоотведения из инфраструктурного кризиса при помощи частников не выдерживает никакой критики, поскольку невозможно понять, кому она принесёт пользу в принципе.
«Улучшить собираемость с физических лиц никакой инвестор сегодня не в состоянии, инвестировать собственные средства в изношенные сети он тоже не станет, российские банки необходимых денег не дадут по определению, международным кредитным организациям понадобится многолетний план развития, проектная документация и солидные бюджетные гарантии. Ещё интереснее понять мотивацию предпринимателя: ну зачем вкладывать в сферу хронических недоплат и перманентного возбуждения уголовных дел на инвестора?» — задался вопросом бывший градоначальник Шахт.
На его взгляд, предложения о взятии сетей в концессии рассчитаны на определённых предпринимателей, которые берутся за работу, чтобы нажиться на проблемной ситуации. Станиславов описал свой вариант того, как может сложиться партнёрство с частником.
«Такие проекты, как правило, затеваются под мошенников, которых в последнее время почему-то принято называть «государственными людьми». Никто не интересуется их счетами, активами, планами или деловой репутацией. Им просто по команде отдают имущество. С приходом такого «инвестора» втихую поднимают тариф. Дальше — как под копирку: все сотрудники МУПа стройными шеренгами переходят в ООО, «честная доля» оседает в кармане «инвестора» (на эти средства приобретаются столь необходимые потребителю «Майбахи», виллы и офисы в Москва-сити). Через какое-то время (как правило, в связи с потерей московского или областного благодетеля) «инвестор» исчезает, а если не повезло — садится в тюрьму», — изложил свою точку зрения экс-чиновник.
Управлять сетями водоснабжения и водоотведения, как уверен Станиславов, должны только муниципалитеты или субъекты федерации, самостоятельно формирующие прозрачный и обоснованный тариф, и принимающие решения о размере местных налогов вместе со сборами. От них должно зависеть состояние коммунальной собственности.
«В отличие от «инвестора» муниципалитету не нужны офисы в Москве. А значит, тариф уменьшится на 20-25%. Либо эти средства могут быть вложены в сети», — считает он.
Прокомментировал экс-градоначальник и слова регионального министра ЖКХ Михаила Солоницина, сообщившего о коммунальной катастрофе в Шахтах, где, как оказалась, критическая ситуация с канализацией, которую теперь собираются экстренно чистить.
«Сейчас опять сообщают новости о том, что шахтинские канализационные сети полностью забиты, тендер, естественно, будет объявлять областное министерство ЖКХ. К сожалению, область раскошеливается только в том случае, если есть нужный подрядчик или обостряется угроза потери собственного кресла», — дал оценку Денис Станиславов.
Ранее министерство ЖКХ установило, что в регионе изношены более 70% имеющихся объектов водоотведения и водоснабжения. Чтобы исправить плачевную ситуацию, чиновники намерены передать бразды правления имуществом водоканалов инвесторам. Как рассказал Михаил Солоницин, пока концессии хотят использовать в Азовском районе, Азове, Таганроге и Новочеркасске, однако уже до 2024 года государственные муниципальные предприятия в этой отрасли должны вообще ликвидировать.