Аслан Кашежев: «В конкурсе главное не победа, а поддержка учительского братства»

2022-12-08 16:30:41

Уходящий год принес педагогам Кабардино-Балкарии немало побед во всероссийских профессиональных конкурсах. В октябре завершился всероссийский конкурс «Учитель года России - 2022», лауреатом которого стал учитель физики и астрономии лицея №2 города Нальчика Аслан Кашежев.


Кроме того, Аслан Кашежев стал обладателем приза ученического жюри - Малого Пеликана. Также победил в двух номинациях конкурса - «За формирование научного мировоззрения» и «Фазовый переход. За службу физике». Он же стал финалистом проекта Министерства просвещения РФ и телеканала «Россия 1» «Классная тема». 

Аслан Зарифович Кашежев преподает физику и астрономию. Его педагогический стаж составляет 12 лет. Окончил физико-математический факультет КБГУ и Кембриджский университет. Аслан Кашежев является кандидатом физико-математических наук. 

Любовь к физике у Аслана Кашежева, можно сказать, передалась от родителей. 

- Моя семья - физико-математическая. Мама -одна из первых женщин-аспиранток на Северном Кавказе, которая училась в Институте земногомагнетизма ионосферы (ИЗМИРАН) в Троицке. Она участвовала в работе лабораторий, курировала некоторые важные направления, имела научные работы. Отец занимался научной работой на физическом факультете КБГУ, однако по научной стезе не пошел. Так что я тоже физик, как, впрочем, и моя сестра, - говорит Аслан Кашежев. 

Еще в школе Аслан Кашежев учился в физико-математическом классе лицея №2 г. Нальчика. В старших классах он уже занимался математикой и физикой дополнительно в университете. Кашежев вместе со своими одноклассниками успешно выступал на всероссийских конференциях по точным и естественным наукам и был действительно влюблен в физику. Поэтому после окончания школы без экзаменов как победитель и призер олимпиад и научных конференций поступил на физический факультет.

Сперва Аслан Кашежев видел себя лектором в университете и научным работником. В 2010 году он защитил кандидатскую диссертацию. Этому предшествовала стажировка в Кембриджском университете и в Объединенном институте высоких температур РАН в Москве. Но когда ему предложили попробовать себя учителем в школе, Аслан Зарифович решил попробовать стать учителем.  Пришел в лицей №2 на собеседование, и по его результатам будущему учителю сказали, что именно такого, как он, они и ищут. 

В 2015 году Аслан Кашежев впервые принял участие в конкурсе педагогического мастерства «Учитель года». Тогда он одержал победу на городском и региональном этапах, был делегирован и на федеральный этап, но победить не получилось. Как признается Аслан Кашежев, по прошествии семи лет он почувствовал более высокую готовность. Позади муниципальный этап. Затем был региональный этап с участием всех тринадцати районов КБР, где принимали участие достойные соперники, которым он выражает большую признательность за участие.

Финальная часть конкурса «Учитель года России 2022» включала три этапа. Участниками были представители каждого субъекта РФ, всего 86 участников. На первом этапе каждый из них должен был провести урок и «Воспитательное событие», продемонстрировав умение работать сучениками не только в рамках предмета, но и воспитательно. Во второй этап прошли 15 участников, из которых выбрали пятерых для участия в третьем этапе в Москве. По его итогам выбрали одного абсолютного победителя.

- Мне помогали и поддерживали многие. Поддержку эту я ощущал, и хочу выразить благодарность всем, кто поддерживал меня. Спасибо всем тем, кто за меня голосовал, - моим коллегам, ученикам, родителям, всем неравнодушным жителям Кабардино-Балкарии. Отдельные слова благодарности за поддержку хочу выразить Главе КБР Казбеку Кокову. Также слова признательности выражаю заместителю руководителя центра поддержки одаренных детей «Антарес» Иналу Кушхову, который проводил встречи в рамках моей подготовки к финалу конкурса «Учитель года России». Это все для меня очень многое значило, - признается Аслан Кашежев. 

Говоря о своих впечатлениях, Аслан Кашежев признается, что победы и награды в конкурсе - это замечательно, но не является главной целью. Главное - почувствовать учительское братство. 

- Общение с такими разными и такими близкими по духу людьми - незаменимо. Сибирь, Калининград, Крым - такая обширная география, но мы единомышленники, несмотря на разные характеры, разные увлечения, - признается А. Кашежев. 

Аслан Кашежев был подготовлен к конкурсу и уверен в своих силах, но, в то же время понимал, что важно распределить их правильно. Выступления своих коллег-конкурсантов Кашежев не смотрел специально, чтобы не очаровываться, не разочаровываться, не иметь возможности сравнивать. У него была своя траектория по которой должен был идти, ни на что не отвлекаясь. И он с гордостью прошел весь путь. 

- Когда назвали пятерку победителей, реакцией большинства конкурсантов было «А почему среди них нет Кашежева?» Если честно, я тоже был несколько удивлен, весь конкурс все шло к тому, что мне в этой пятерке быть. Но искреннее недоумение моих коллег, их вера в меня были бесценны - опять помогла сила учительского братства, поддержала, как никто. Не было никакой обиды, зависти. Мне казалось, что я сделал все, что мог. Может, это только казалось, и я мог бы сделать больше, но «история не терпит сослагательного наклонения», - вспоминает Аслан Кашежев. 

На вопрос о том, что было самым сложным на конкурсе, Аслан Кашежев ответил так: 

- Для меня самым сложным было постоянно держать тот уровень, который я заранее для себя определил. Быть на высоте профессионально и эмоционально, не впадая в панику, если что-то идет не по плану. Но несмотря на все переживания, я приобрел новых друзей и незабываемое учительское братство - отношение коллег друг к другу и лично ко мне, их вера в мою победу, искренняя радость моим успехам и горечь от того, что я не вошел в пятерку лучших.  

Всероссий​ский конкурс «Учитель года России» проводится ежегодно, начиная с 1990 года. Он учрежден министерством образования и науки РФ, Общероссийским профсоюзом образования, издательским домом «Учительская газета» и направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников. 

Целью конкурса является выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа профессии.