Андрей Михайлович Покров более 23 отработал в органах МВД. С 2014 он создал собственную мастерскую по производству железных роботов-сувениров.
Марионетки – это хоть и любимая, но только часть коллекции Андрея Михайловича. В одном из отделов центрального магазина можно увидеть все остальное. Опытные автолюбители, попав сюда и начиная внимательно разглядывать железных роботов, впадают в ступор. И как дети начинают играть в «угудайку»: из каких запчастей авто все это собрано.
Остается только бесконечно удивляться фантазии автора Андрея Покрова. В его коллекции есть, например, часы и инопланетный корабль, навеянные фильмом «Кин-дза-за». А также разные человечки – вратарь, охотник, рыбак, даже байкер и его подруга. Причем ни одной детали из постороннего материала – сплошное железо.
Продавец Лариса, она же супруга Андрея Михайловича и, как он шутит, его коммерческий директор, говорит – сюда давно уже некоторые красноярцы ходят как в музей вместе с детьми, которые реагируют на все это с восторгом. Бусинку железному ангелу решила подарить одна маленькая девочка – так она прониклась красотой и необычностью. Бусинку эту не убирают.
Как часто бывает – большое видится только на расстоянии, и покупатели из-за границы приобретают этот эксклюзив на «ура». Где-то в Европе несколько советских танков нашли свое место жительства уже в количестве пяти экземпляров. Важный нюанс – все так обработано, что не царапает столы, да и острых незаточенных деталей, которыми можно повредиться, тоже нет. Андрей Покров все всегда делает без предварительных схем и картинок, точнее – «почти» всегда.«Недавно девочка подошла. Сколько это стоит? А почему это так стоит? Это должно миллион. Я же вижу, сколько труда. А ребенку 5, наверное, лет. Откуда она видит? Как-будто откуда-то из прошлого. Просто нужен необходимый набор деталей. Когда есть он, вот, пожалуйста. Все сложилось в одни пазлы. Пробудешь одно. Не подходит – другое», – рассказывает Андрей Покров.
Конечно, это не павильон с горячими пирожками, и очереди за товаром здесь не выстраиваются. Но, как утверждают Андрей Покров и его жена, – это по большому счету не для корысти. Лишь бы люди увидели и получили свою, может хоть и маленькую, порцию радости. Жалко, что люди не знают, из какого сора, точнее, из какой груды металлолома рождается вся эта красота.«Вы в своем воображении представляете дерево и начинаете рисовать. Вот и я представляю какой-то предмет – танк или мотоцикл. Иногда делаю то, что вижу в свое голове. Вот говорите - делаю ли я на заказ. Когда на заказ делаю что-то, меня ставят в рамки, в которых я не хочу быть, но приходится», – делится Андрей Покров.
На лице Андрея Покрова след от пули – это привет девяностым, про эти истории он рассказывать не любит. Отбранив свои положенные 20 лет в системе УВД, Андрей Покров вышел на пенсию в относительно раннем возрасте. И встал вопрос – чем заняться. Он поработал охранником, но «не его». И тут мудрая жена сказала – чем в гараже с мужиками бездарно проводить время, занялся бы делом. Может, робота мне сделаешь? Я такого видела в интернете.
Дальше «понеслось». Сутками порой Андрей Михайлович может находиться в гараже за любимой работой среди груды металлолома. Откуда все это добро? Люди приносят. Жена увидит на дороге блестящую запчасть. Слух о Покрове пошел по всему району, и порой ему подбрасывают запчасти прямо под дверь гаража. Отечественные аналоги не выдерживают никакой критики.«Женщины все-таки умные, они с другой планеты. В мыслях было машиной когда-то заняться. Запчасти остались, сына машину продали и сделали первого робота. Простенького. На работу ей принес, поставил, и он до такой степени всем понравился, что они выпросили его у нее», – вспоминает Андрей».
Народные умельцы – это те, кто, как правило, из деревенской местности и без особого образования. То же самое с Андреем Покровом. Детство прошло в селе, уже в 6 лет он умел рубить дрова, что-то мастерить по хозяйству. Лет в 10 освоил трактор. Каждую детальку нужно очистить, обработать, потом она покроется лаком. Но как нельзя лишний раз вмешиваться в созданное природой, так нельзя творцу вмешиваться в помятое жизнью железо.«В иномарках самые красивые, конечно, детали. В наших автомобилях мало таких. Наши авто серьезные, как автомат Калашникова. Зазоры большие безотказные. А там зазоры маленькие. Наших деталей уже практически и не встретишь. Я поражаюсь. Это ж какую надо голову иметь, чтобы все это придумать и сделать. И очно все сделать. Но это еще полбеды. Есть такая плита алюминиевая от коробки-автомат. Это ж мозги. Там столько насверлено. Столько сделано! Я думаю – какой человек это придумал, ну это ж невероятно. У меня такое ощущение, что у них связь с космосом. Японцев чем-то там опылили, и они это все придумали, потому что мы до сих пор это сделать не можем».
Есть деталь немаловажная, не для творчества, а для нашей жизни и здоровья тоже. После использования старые запчасти, с помощью которых ездили по Красноярску, не пригодны, в основном, к употреблению. Если с железом такое происходит, а что говорить про людей.«Шлифовка вот непочищенная, а вот почищенная. И даже если какие-то повреждения, они несут свой характер. Я делал, допустим, гладиатора, и у него щит был. Защита от какой-то подвески автомобиля, и она была ударенная. И он с этим повреждением стоял. И сразу видно – гладиатор, который был в бою», – рассказывает Андрей.
Андрей Михайлович говорит, что уже зарекся общаться с журналистами. Потому что все странным образом всегда сводили к деньгам. Это не великий заработок, на который можно жить. Более того – в прошлом году, в период пандемии, он вынужден был устроить гаражную распродажу. Продал за бесценок купленные когда-то дрели, другие инструменты. В истории Покрова речь уже не про деньги – это про любовь.«Эта ржавчина. Вообще деталь должна была быть блестящая. За зиму – вот последствия реагента. Вот к чему приводит. Такого раньше не было. Вся в гранулах. А это потом все уходит в Енисей, хоть нам и говорят, что это безопасно, но ребята…».
Это Пол – он создан под впечатлением одноименного фильма про инопланетян. Лила – это из «Пятого элемента». Между прочим, работа с такими героями тяжела и физически. Пальцы Андрей Михайлович обматывает специальными изолентами, иначе руки от тяжести артистов стираются просто в кровь. Но кто как не сотрудник УВД, со шрамами на лице после лихих 90-х, знает, что главное в жизни.«А марионетки, с которыми я выступаю, это живые мои актеры. Продать не имею права никому. Даже отдать. Я и они – одно целое. Вот когда выступаешь, это нейроны, связи. И поэтому у них есть имена, всем присвоены. Хотя я в интернете тоже смотрел».
«Чем мы, русские, отличаемся? Мы все суровые, особенно, сибиряки. Вы поглядите. Кто сейчас улыбается? Никто. Тут они хотя бы на секунду. Услышали ли они мелодию, увидели ли дровосека – улыбаются. Я тоже. Глядите: они идут суровые такие все. Вот сейчас музыку включим, они улыбнутся…».