Музей археологии имени Аннинского в Подгорном

2021-03-28 07:24:06
В новом выпуске Наталья Кечина рассказывает о музее археологии им. Аннинского в пос. Подгорный. «Неравнодушные» – совместный проект ТВК и Фонда Михаила Прохорова. В нем красноярцам рассказывают истории о местных культурных и инициативных деятелях, которые живут рядом с нами.

«Охота на мамонта» – это интерактивная экскурсия в единственном на территории края музее археологии в маленьком пос. Подгорный, что под Железногорском. Как вдохновенно в течение часа дети вживаются в образ первобытных своих предков. После такого интерактива они потом уже совсем другими глазами смотрят на все эти рубила, топоры, наконечники для стрел, на все три тысячи экспонатов, представленные в коллекции музея. Но эти экспонаты – это не только про «дела давно минувших дней», это про роль личности в истории. Потому что все это – только благодаря бывшему директору школы Евгению Аннинскому.

Учитель от бога – это как раз про Евгения Аннинского. Он всегда считал, что воспитывать детей, можно лишь на собственном примере, и когда делаешь с ними одно общее дело. Когда Евгений Сергеевич был простым сельским учителем в деревне Скрипачи, под его руководством с детьми садили картошку, разводили кур. В 67-м переехал в Подгорный, и хоть это население 6 тыс., закрытая территория, оборонное предприятие.

«Поселок, все-таки предприятие было здесь – 30% процентов населения имело высшее образование. И, конечно, завоевать авторитет и у коллег, и у детей, и у родителей было очень сложно. Год отработал и вот тот самый опыт – он с детьми имеет что-то общее. Он принимает решение что поедет с ребятами в поход справляться по реке Чулым», – рассказывает директор музея Лилия Чернявская.

Сначала из походов привозили просто предметы старины для школьного музея. В 80-х началось строительство КАТЭКа, глубинные раскопки стали сенсацией в научном мире. Ведь были обнаружены остатки поселений древнего человека, которым 40-50 тыс. лет. Когда сюда стали приезжать археологи из Ленинграда, Москвы, Кемерово, Евгений Сергеевич загорелся идеей: вот бы к раскопкам приобщить детей. Самое интересное – это беспрецедентное разрешение было получено. 3 года ездили в экспедиции, учились делать, раскопки и описи. Но беда, все найденные артефакты археологи увозили в столицы. И тогда неугомонный Аннинский, заручившись поддержкой красноярского ученого Николая Дроздова, тогда ректора пединституа, добился разрешения на самостоятельные экспедиции

«Надо отдать должное, что никогда самостоятельно раскопки не вели. Собирали только то, что вымывает, например, водой, выдувает ветрами, так называемую подъемку собирали. И для того, чтобы беспрепятственно этим заниматься, всегда руководителям тех районов, куда выезжал Аннинский с ребятишками, Дроздов писал сопроводительное письмо от имени педуниверситета, мол, оказывайте содействие, что это школьный отряд, занимаются спасением памятников и так далее».

Останки мамонта – бивень и зубы – самая зрелищная часть экспозиции музея Подгорного. Найти мамонта – это вообще подарок любого опытного археолога, а тут дети. Да еще и где, не на вечной мерзлоте. Кстати, тут же копия мамонтенка Жени из таймырского музея, давних друзей и партнеров Подгорного. Мамонтенка на крайнем севере нашел мальчик по имени Женя – шел и наткнулся на реликвию. Надо сказать, что дети одержимы в поиске артефактов.

«Завод очень хорошо помогал. Машину давали, бензин. Даже знаете, вот в 90-е годы, чтобы выехать в экспедицию, чтобы купить продукты, чтобы детей 30 дней кормить – ничего ж нет. У нас особое снабжение, все четкое распоряжение. Набирали все продукты, чтобы дети могли спокойно хорошо питаться».

Рукотворному изображению мамонта 20 тыс. лет. Он найден в Новоселовском районе под деревней Куртак и произвел фурор в научном мире. Профессор Дроздов возил эту фигурку на международную конференцию в Японию. Японцы, придя в восторг, тут же предложили за мамонта 2 джипа. Но в Подгорном родину и ее историю не продают. Кстати, все эти раскопки внесли существенные коррективы в историю древнейшего мира.

«Там приезжали археологи, палеонтологи, палеологи из разных государств, в том числе Японии, США. Китайцы были. Все пришли к мысли, что в этом месте человек жил 400 тыс. лет назад. Если ранее все стоянки были 25, ну 40 тыс. лет назад, то здесь 400 тыс. – ареол возникновения человечества на территории Красноярского края увеличился.

Экспозиция, и это тоже с подачи Евгения Аннинского, построена не так, как обычно в археологических музеях. Все эти экспонаты каталогизированы и идентифицированы, но на витринах нет информации о возрасте, месте находки и о принадлежности к той или иной археологической культуре. Каждая витрина, как иллюстрация к учебнику, объединена определенной тематикой. Структура экспозиции имеет не научный, но школьно-дидактический характер. Потому что все это не для ученых, а для школьников.

«Больше, где бы я не была, и Питер, и Москва, в Дмитрове мы были. Археологическая коллекция представлена, пусть не обижаются мои коллеги, но немножко грустновато: стеклянные витрины, лежат предметы, надпись – неолит – и так далее. Аннинский хотел подать как учебник какой-то. Вот культура, там зарождение человечества, обработка камня, предметы из кости и так далее, и какая-то немножко расшифровка».

Вот ведь везет – такое найти, говорят некоторые посетители. Но как известно, везет тому, кто везет. Были находки правда на уровне чуда – нашивные бляшки, перстни, ножичек называют кладом. Все они были найдены, как часто бывает, случайно в одном месте Евгений Аннинским.

«Это было не захоронение. Просто лежало в песке. И вспоминает сын Евгения Аннинского, Борис, пишет, что надо было видеть эти танцы папуаса. Как он радовался тому, что он нашел. Это были такие радостные».

Во втором зале музея археологии – контактные копии наскальных рисунков. В экспедициях Аннинского дети в том числе занимались таким копированием по методу, разработанному нашим художником Владимиром Капелько. Чем жили наши древнейшие предки и кого боготворили. Боготворили главным образом, конечно, животных – медведей лосей, оленей.

«Для нас будет солнышко будет жизнь, для них будет олень будет жизнь. Поэтому они очень часто рисовали с рогами в виде солнышка и даже сохранилась легенда».

Кстати, про оленя. В Подгорном это животное стало, так сказать, неофициальным символом поселка. Откуда корни этого народного мифотворчества, история умалчивает. В 69-м году в поселке сделали рукотворное озеро, перекрыли речку, соорудили запруду. И вот вроде на близлежащую гору приходил олень, видимо посмотреть на дело рук людей. Она так и называется среди населения Олень-гора и каждый год местные на самой ее вершине выкладывают из камешков изображение этого красивого животного, которым потом любуются все проезжающие мимо. А на юбилей поселка местный бизнесмен сделал подарок – стеллу, которую украшает гордый олень.

В любом уважающем себя месте паломничества туристов есть артефакт, где можно загадывать желания. В музее Подгорного это шаманский камень, привезенный аж из Новоселовского района. Если подумаешь про то, о чем мечтаешь, да бросишь монетку в бронзовый тагарский котел – жди удачи. Кстати, дети любят больше собственными руками изготовлять камень желаний, забирают с собой, а потом приходят и взахлеб отчитываются об исполнении своих мечт. Дети вообще отсюда уходят если не в глубоком восторге, то уж точно неравнодушными. На интерактивном уроке они обрабатывают сами шкуру мамонта, потом сухожилиями-нитками пришивают без иглы пуговицы-фасолины, на каменной зернотерке получают муку, добывают огонь на специальных приспособлениях. Ну и, конечно, охотятся собственно на мамонта.

«Что страшное в руках людей, что они испугались? Огонь. Ни одно животное не может управлять огнем, а человек может. И выделяет его из животных, и огромные лошади убегают от маленьких людей. Человек был умный хитрый. Он вырыл яму и прикрыл ее ветками. Жажда гонит мамонтов к водопою, и они идут, не смотря под ноги, и проваливаются в эту ловушку. И вот мамонт в ловушке. И вам остается взять огромные камни и его добить».

Вот, что ученики говорят о тех далеких временах.

«Есть плюсы и минусы. Плюсы в том, что ты здесь можешь, например, чаще гулять, дышать свежим воздухом. А минусы в том, что тут всегда тебя подстерегают опасности – утром, вечером, днем».

«Такие века, они очень сложные. Надо носить неудобную одежду, охотиться. Мне кажется, мы бы современные люди, если б были в этих веках не смогли бы».

«Там очень трудно было первобытным человеком быть. Там практически все несло опасность для жизни».

«По сравнению с нашим веком гораздо похуже, потому что нету гаджетов всяких».

Более десяти лет музей носил статус «на общественных началах», был при школе. Когда Аннинский серьезно заболел, отчетливо осознавал, что вместе со смертью создателя его коллекции увы часто тоже умирают. Все разрушат, растащат, забросят. Потому он, оббивал пороги и добился того, чтобы музей получил статус музейно-выставочного центра Железногорска. А еще он позаботился, чтоб возглавил музей свой человек, и благословил на это свою ученицу и коллегу Лилию Чернявскую – такую же как он – любящую детей, обожающую историю и неравнодушную.

«Мы понимаем, что наши предки были очень мудрыми, и самая главная мудрость их заключалась в том, что они жили в гармонии с природой. То, чего сегодня человеку не хватает. Мы говорим “вперед в прошлое”. Именно вперед, потому что прошлое даст нам этот толчок, то чего нам сегодня не хватает».

Новости Красноярск