На XXXI сессии Казгордумы обсудили методы улучшения работы городского транспорта
В столице Татарстана маршруты общественного транспорта обслуживают девять предприятий. В будние дни на автобусах, троллейбусах, трамваях и метро жители совершают порядка 750 тысяч поездок. При этом в 2023 году общественный транспорт Казани перевез 231 млн 300 тысяч человек – это на 5% больше показателя 2022-го.
Выступая на заседании, Ильсур Метшин напомнил, что последняя реформа, благодаря которой транспортная проблема ушла из первого десятка популярных, проводилась в Казани 15 лет назад. Однако за это время возникла необходимость в принятии новых мер. «В этом нет крайних и виноватых. Есть 10 рублей, а задач каждый год у нас минимум на 15 рублей. Мы не навсегда решили эту проблему, сегодня она опять есть. Это сложный вопрос, который касается половины населения Казани ежедневно», – сказал градоначальник.
Он добавил, что поддержку оказывает раис Татарстана Рустам Минниханов и в целом правительство республики: «Мы развиваемся, покупаем новый транспорт и повышаем качество обслуживания. Целое поколение выросло в Казани, которое не видело ни ГАЗов, ни ПАЗов. В этом году закупим еще 157 автобусов и 39 троллейбусов».
Всего по 56 автобусным маршрутам Казани курсируют 606 единиц транспорта, в связи с большим сроком эксплуатации и повышенным износом требуется заменить треть из них. Еще по 10 маршрутам курсируют 136 троллейбусов, 25 из них закупили в 2023-м при поддержке раиса РТ на условиях софинансирования.
Обновления также требует инфраструктура наземного электротранспорта на сумму порядка 5 млрд рублей. В городе нужно срочно заменить 32 км (из 82 км) контактной сети троллейбуса, 70 км (из 132 км) трамвайных путей. Всего в Казани по девяти маршрутам курсируют 87 трамваев, а на одной линии метрополитена – 15 составов электропоездов.
Руководитель исполкома Ильдар Шакиров в своем докладе отметил, что в связи с недостаточным финансированием отрасли общественного транспорта в Казани выпуск автобусов на линию составляет 76%, а электротранспорта – 95%. При этом в 2023 году на организацию пассажирских перевозок из бюджета выделили 2 млн рублей на пять лет: за один час работы перевозчикам выделяется 7–11 копеек при нормативной доплате в 1400 рублей. В связи с этим ухудшается финансовое положение перевозчиков. Они вынуждены оптимизировать затраты на эксплуатацию за счет увеличения интервалов движения, сокращения количества подвижного состава и рейсов.
Спикер напомнил, что в июле в городе изменили схемы движения 10 автобусных маршрутов – это позволило сократить выпуск подвижного состава на 60 единиц и уменьшить дефицит кадров на 120 водителей. Однако эти мероприятия отразились на пассажирах, поскольку повлекли за собой увеличение количества пересадок.
Ильдар Шакиров пояснил, что при брутто-контрактах перевозчик получает фиксированную сумму за единицу работы, а при нетто-контрактах разница между нормативными затратами и билетной выручкой компенсируется из бюджета. «В целом для решения накопившихся вопросов и развития городского пассажирского транспорта Казани необходим комплексный подход и системное обеспечение финансовыми ресурсами на постоянной основе. Это позволит нам сохранить кадры и повысить качество пассажирских перевозок», – резюмировал спикер.
Ильдара Шакирова поддержал директор центра транспортного моделирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Чеботарев. Он заявил, что результаты транспортной реформы, которую реализовали в Казани ранее, помогают держаться городу в топе по развитию этой отрасли, однако с каждым годом ситуация ухудшается, поэтому требуется дальнейшее развитие и финансирование.
Александр Чеботарев подчеркнул, что озвученные Ильдаром Шакировым показатели свидетельствуют о недостаточном внимании к развитию общественного транспорта, при этом проблему, по его мнению, нужно решать комплексно. Эксперт предложил сместить акцент капиталовложения с дорожного строительства на развитие общественного транспорта, перейти на брутто-контракты, а также развивать городской электротранспорт путем создания программы, привлечения средств из федерального бюджета, расширения тарифного меню.
«Окупаемость перевозок – это утопическая история. Повышение тарифов или снижение количества рейсов приведет к социальной напряженности. Необходимо дополнительное финансирование общественного транспорта», – акцентировал докладчик.
В свою очередь Ильсур Метшин заявил, что сейчас стоит задача подготовить предложения и изучить лучшие практики совместно с транспортными предприятиями города. «Та надежность, которую мы обеспечили большим вниманием 15 лет назад, исчерпала себя. Для развития общественного транспорта нужны деньги, а их нет, но мы будем продолжать работать», – заверил градоначальник.
Также на сессии обсудили нехватку водителей общественного транспорта. Частично эту проблему было предложено решить включением в программы среднеспециального образования целевого обучения водителей на категории «С» и «D». Кроме того, стало известно, что в адрес раиса РТ направлено обращение с предложением внести водителей общественного транспорта в перечень участников программы социальной ипотеки.
В числе предложенных инициатив было и увеличение размера штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте. Такая мера повысит эффективность организации бескондукторной системы оплаты проезда и обеспечит сбор доходов.