ЧТО ИМЕЕМ НЕ ЦЕНИМ, или Получит ли «добро» биоудобрение?

2023-05-06 11:25:18

(Из выступления Главы государства Касым-Жомарта Токаева на открытии первой сессии Парламента VIII созыва)

По данным регионального представительства продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), в Приаралье засолено почти 85 процентов из общей площади земель. Несмотря на это, благодаря самоотверженному труду наши аграрии в нелегких условиях умудряются регулярно собирать рекордные урожаи.

Тем временем сельхозугодья региона, страдающего от высыхания Арала, безусловно, требуют особого отношения к себе. Поэтому в последние годы в области для восстановления плодородия земель активно приступают к применению инновационных подходов и биотехнологий, расширяют посевные площади под соле- и засухоустойчивые культуры. Аграрии переходят к диверсификации земледелия, используют дождевальную ирригационную систему и капельную технологию полива. Опытные фермеры, чтобы не допустить вторичного засоления орошаемых земель, увеличивают в них содержание гумуса, для восстановления качеств почвы применяют фитомелиорацию.

Еще один эффективный способ стабилизации и улучшения плодородия почвы, причем без колоссальных вложений и труда, предлагают специалисты-биологи. Они рекомендуют сельхозпроизводителям в своей деятельности активно использовать биогумус. Как известно, эта органика состоит из переработанных частиц, поглощаемых красными червями.

По мнению одного из отечественных специалистов по производству биогумуса, главы компании EcoMatrix Серика Мамбетова, проблему качества почв, о которой говорил Президент, можно решить с эффектом.

– Биогумус позволит решить сразу несколько проблем, существующих практически по всему Казахстану, – уверен С.Мамбетов. – Во-первых, это натуральное удобрение улучшает структуру почвы. Переработанная дождевыми червями органика в результате процессов их жизнедеятельности расщепляется на доступные культурам элементы, насыщает почву аминокислотами и другими полезными веществами. Плюс ко всему ускоряет рост растений, улучшает вкус плодов, защищает почву от патогенной флоры. Во-вторых, его можно использовать для всех видов насаждений и практически на всех почвах. Особенно в этой органике нуждаются пустынные и полупустынные климатические зоны, в частности, Кызылординской, Туркестанской, Карагандинской и западных областей страны.

В-третьих, по мнению специалиста, можно действенно решить вопросы безопасности здоровья потребителей сельхозпродукции. Ведь не секрет, что десятилетия бездумного освоения земель привели к деградации почв, которые, соответственно, не могут дать качественный урожай сельхозкультур. Поэтому фермерам приходится применять минеральные удобрения, которые если и дают количество, но не дают качества продукции. Более того, они трансформируются в другие, более вредные химические соединения, приводящие к тяжелым заболеваниям, таким как рак, астма, заболевания сердечнососудистой и пищеварительной системы. А биогумус как экологически чис­тое биологическое удобрение практически не даёт никаких побочных эффектов здоровью людей.

В-четвёртых, при производстве биогумуса заметно решаются вопросы экологии и окружающей среды. По оценкам экспертов, восстановление плодородного слоя почв – это длительный процесс, не более 1-2 см в год в природных условиях. В то же время миллионы тонн продуктов жизнедеятельности домашних животных – навоза крупного и мелкого рогатого скота, лошади, помета птицы находятся на окраинах сёл и загрязняют землю, воду, воздух и окружающую среду. Производя биогумус, мы, первым делом, очищаем место нашего проживания от мусора. Ну, и в-пятых, убежден специалист, использование биогумуса – это первый шаг к получению экологически чистой, полезной продукции, которая при тех или иных условиях твердо может претендовать на экспорт.

А где же наука?

О всех преимуществах биогумуса и его экономической стороне С.Мамбетов хочет обсудить на общественном уровне.

– Всем известно, что естественный биогумус лучше химических минералов, – рассуждает он. – Почему бы не обсудить этот вопрос на правительственном уровне? Ведь речь идет о здоровье наших соотечественников, экологии, урожае. Как биолог и эколог я предлагаю, чтобы государство поддержало производителей биогумуса. Этим в стране пока заняты только частники-энтузиасты, у которых нет гос­поддержки. Ведь их продукция в несколько раз дешевле и полезнее. Тем временем для фермеров выделяются субсидии на покупку минеральных удобрений, которые впоследствии наносят урон почве. Поэтому считаю, что государство должно обратиться к учёным. Они бы изучили, анализировали, обследовали, посчитали, где и что выгоднее или вреднее? Все должно быть научно обосновано. К примеру, каждый год по всему Казахстану сажают десятки тысяч деревьев, создают зеленые лесополосы. А они высыхают, потому что делается это без участия науки. Акиматы областей, в которых неплодородная плохая почва, могли бы закупать эти биогумусы для своих нужд, тем самым поддержать местных производителей удобрения.

Первый эколог на селе

Серик Мамбетов производство биогумуса наладил на своей малой родине – в ауле имени Торебая би Кармакшинского района. Кстати, идея заняться изготовлением вермикомпоста у него возникла там же четыре года назад, когда он из Алматы приехал к родственникам. Увидев на окраине села горы навоза, биолог задумался о вермитехнологиях, обеспечивающих эффективную утилизацию отходов и предложил дело брату. Автор этих строк встретился с ним в ауле и на месте ознакомился с многоступенчатой технологией производства биогумуса. Но обо всем по порядку.

53-летний Абильда Кани­улы всю жизнь работает на земле. Усердный хозяйственник возделывает сад, выращивает бахчевые, овощи-фрукты, даже занят рыбоводством. Идею старшего брата превращать никому ненужный навоз скота, который горами лежит в окрестностях села, в полезное удобрение поддержал сразу. Однако для того, чтобы наладить дело и нарастить мощности производства требовался профессиональный подход. Для этого он начал копаться в Интернете, стал штудировать литературу про органику и витамины земли, изучал книги, методику и даже прошёл обучение у известного специалиста из Петропавловска, отца казахского биогумуса Андрея Стрельца. В Алматы он прошел теоретические курсы, семинары-тренинги и практику, получил сертификат специалиста, а затем принялся за дело.

– Каждый год сдаю свой биогумус на анализ-проверку в лабораторию в Алматы, – говорит сельский рационализатор. – Там дали заключение: продукция соответствует всем требуемым стандартам. Кстати, в лабораторию отправлял не только гумус, но и продукцию – дыни, арбузы, картофель… Ответ приходил всегда утвердительно положительный: продукт чистый, ни одного вредного вещества не обнаружено. Впрочем, другого вердикта я и не ждал. Наука наукой, но, например, в отличие от арбузов из южных регионов, которые продаются у нас на рынках, разрезанные пополам, мои полосатики не портятся 2-3 дня.

А.Каниулы с удовольствием показал ферму. Оказалось, что производство биогумуса довольно простое и требует минимальных вложений.

– Вначале подготовил территорию, собрал навоза, со­орудил грядки, запустил в них купленные 12 тысяч штук червей вида «Старатель», – увлеченно рассказывает он. – Черви поедают навоз, и превращают его в удобрение. Каждые два месяца подсыпаю сверху еще навоза. Зимой грядки держу под соломой, летом их уклон делаю выше, чтобы создавать теневую сторону и обрызгиваю водой. Раз в 10 дней перекапываю грядки для того, чтобы испарялся образовавшийся под навозом метан. Когда черви перерабатывают весь навоз, устанавливаю ящики со свежим навозом, и они сами туда перемещаются. После отправляю их на новые грядки. Гумус с готовой грядки очищаю от посторонних предметов, тщательно просеи­ваю, упаковываю по 25 лит­ров в специальных мешках. В сутки могу изготавливать 50 мешков натурального органического удобрения. Мощность производства дорастил примерно до трех тысяч мешков в год.

Также фермер рассказал о том, что существуют два типа биогумуса: жидкий и сухой. Жидкая форма имеет более быстрый эффект воздействия, а при высокой концентрации вещества – еще и экономию в использовании. Сделать жидкое удобрение из сухого биогумуса быстро и просто: необходимо отстоять воду в ведре (10 литров), всыпать в него стакан свежего сухого биогумуса, настоять 24 часа в теп­лом месте, процедить. Побрызгав на растения (листья, ствол, плоды), вы после увидите результат.

По словам Абильды Кани­улы, биогумус особенно хорошо расходится в тёплый сезон, когда к работе приступают местные кармакшинские садоводы и другие земледельцы. Мешок в 25 литров реализуется по 3750 тенге.

Есть свое, но берем за границей

После встречи с кармакшинским производителем биогумуса возник вопрос: почему при всех преимуществах этой местной органики наши земледельцы используют гумус зарубежного производства?

Как ответил на этот воп­рос А.Стрелец, казахстанские аграрии закупаются в соседних странах, потому что не осведомлены о том, что в Казахстане есть свои производители.

– У нас в стране мало пропагандируется о местном биогумусе, хотя, по сути, наше удобрение давно подтвердило свою состоятельность и пре­­имущества, – говорит он. – Его аналоги сегодня завозятся к нам из Латвии, Украины, Ирландии, Узбекистана и других государств. Но при всех его достоинствах эти почвосмеси не так плодородны, как наш, отечественный биогумус, поскольку в их продукции в особый тип грунта добавляются примеси.

Я твёрдо убежден, что, учитывая климатические особенности засушливых зон западных и южных областей, особенно Кызылординской области, просто необходимо каждый год удобрять и обновлять посевные площади. Причём, считаю, нужно делать это при господдержке. Как поднимали сельское хозяйство в США? Там, к примеру, в течение почти тридцати лет субсидировали производителей биогумуса. У нас в стране, к сожалению, финансовая поддержка аграриям предоставляется только на приобретение минеральных удобрений.

Также рекомендую аграриям самим заняться биогумусом. Польза от него большая. К примеру, я с братом начинал выращивать картофель в 2011 году. Усердие и цель привели нас к увеличению посевов, мощностей производства, расширению ассортимента. Сегодня, кроме картошки, выращиваем экологически чистые морковь, лук, помидоры, овощи-фрукты. Продукция отлично реализуется, отсюда прибыль. На доходы приобретаем тракторы, технику. Работа спорится, главное – сырья хватает. Наверное, и у вас в области, где население занято скотоводством, вокруг лежит бесхозный навоз. Верно? Его вывозят или сжигают, в лучшем случае, им орошают огороды. Теперь перемасштабируйте это на весь Казахстан. По всей стране из отходов можно сделать столько много удобрения, что можно обогатить почвы во всех областях. Но для этого нужна государственная поддержка и специальная программа.

О заслугах А.Стрельца известно далеко за пределами Казахстана. Выращенный им органический картофель в 2015 году в Сочи занял первое место на Саммите по продовольственной безопасности стран СНГ. На вермифермах компании «Стрелец» производят от 800 тонн биогумуса в год. Удобрение транспортируется в ряд областей Казахстана, а черви «Старатель» реализуются в Кыргызстане, Узбекистане и России. С каждым годом увеличиваются заказы от хозяйств по налаживанию ферм по производству биогумуса. В частности, такой деятельностью серьезно заинтересовались специалисты из Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана.

Сами с усами

Между тем, в Приаралье есть свои рационализаторы, которые также, как и А.Стрелец, С.Мамбетов и А.Кани­улы, предлагают сельхозпроизводителям обогатить почву и повысить урожайность. Один из них – учёный, профессор Кызылординского университета имени Коркыта ата Нурбол Аппазов. Он два года назад вместе с коллегами разработал новый эффективный способ переработки сельхозотходов и изобрел кызылординскую терра прету – органическое биологическое удобрение на основе рисовой шелухи.

– Удобрение состоит из элементов измельченной соломы, рисовой шелухи, биочара, свежего перегноя, био­угля, – рассказал он. – Для его производства у нас также много сырья – каждую осень в нашей области в виде отходов выбрасывается тысячи тонн шелухи риса. По Казахстану терра прету пока применили только в нашей области. Ее преимущества – она быстрее перерабатывается, сохраняет полезные свойства поч­вы, влагу, развивает корень и плодородие.

А как у нас в области?

По данным руководителя областного управления сельского хозяйства и земельных отношений Талгата Дуйсебаева, в текущем году будет закуп­лено свыше 61 тысячи тонн неорганических соединений, необходимых для проведения весенне-полевых работ, в частности, свыше 48 тысяч тонн азотных и 12 тысяч тонн фосфорных удобрений – сульфата аммония, карбамида, аммофоса, аммиачной селитры, обогащенного суперфосфата. Хозяйства закупают их по договорам с поставщиками. Отечественным заводам-производителям минудобрений, таким как «КазФосфат» и «КазАзот», направлен график потребности в разрезе месяцев. Нужно отметить, что цены на удобрения в этом году подешевели на 12-20 процентов. Также запланировано приобрести свыше 80 тысяч литров гербицидов.

Можно предположить, что в текущем году в регионе число пользователей отечественного биогумуса может увеличиться. Дело в том, что с июня в области возьмет старт проект «Ауыл аманаты», на реализацию которого выделено три миллиарда тенге. На сегодня в регионе определено 25 пилотных аульных округов, в которых будет задействовано 454 проекта. В рамках программы планируется запустить 28 (12 ранее созданных и 16 новых) сельхозпроизводственных кооперативов.

Биогумус будет развивать… футбол

Пока материал готовился в номер, стало известно, что С.Мамбетов, он же – руководитель республиканского общественного проекта «АуылФутбол», объявил, что 50 тенге с каждого проданного килограмма биогумуса торговой марки EcoMatrix будет направлен на развитие сельского детского футбола.

– Акция бессрочная, поэтому, возможно, в будущем речь будет идти о десятках миллионах тенге инвестиций в детский спорт, – отметил он. – В своем роде это мой вклад в исполнение поручений Президента Казахстана по росту благосостояния сельских жителей. Символично, что вся наша деятельность связана с селом. Средства акции направим на развитие материальной базы сельских детских футбольных клубов, приобретение инвентаря, мячей, экипировки. Ну, а пока остается наладить вопросы реализации биогумуса. Но, думаю, это дело времени. Жаль, что в нашем обществе многие еще не знают ни о существовании экологически чистого био­удобрения, ни о его пользе использования.

Алибек БАЙШУЛЕНОВ

 

Всегда свежие новости на нашем Telegram канале ПОДПИШИСЬ

Наш You Tube канал СМОТРЕТЬ

Поделиться информацией для публикации в новостях на WhatsApp