Эксперт рынка пищевых продуктов, руководитель консалтингового агентства Bright Consulting Мария Яшенкова – о текущей ситуации

2022-04-12 05:19:48

Тезис №1: изменившийся спрос изменит и ассортимент на полках магазинов


Покупательская способность населения резко снижается. При этом по вполне объяснимым причинам цены на продукты питания резко выросли и вырастут еще. Логично, что большинство потребителей будет удешевлять свою привычную продовольственную корзину. Более дорогие продукты будут заменяться на те, что подешевле. Говядину заменят на свинину, индейку на курицу, йогурт на кефир, сложные овощные гарниры на кухнях наших граждан уступят кашам и макаронам. Нет, это не будут макароны твердых сортов — это будут дешевые рожки.


Тезис №2: резко вырастет доля логистики в структуре расходов


Логистика становится одним из самых узких мест, бутылочным горлышком в торговом процессе. Проблемы с поставкой запчастей из-за рубежа, отсутствие поставок новой автомобильной техники, особенно рефрижераторов и 20-тонных фур приводит к тому, что автопарк внутри России сокращается. Примерно такая же перспектива ожидает авиаотрасль — есть мнение о том, что через полгода одни самолеты будут чинить, снимая детали с других. Похожие перспективы ждут и грузовой российский автопарк. В железнодорожных не хватает вагонов под пищевые продукты. Чего точно стоит ожидать — так это удорожания логистики до 10 - 15%.


Тезис №3: удорожание банковских кредитов прекращает инвестиции в расширение производства


Ключевая ставка регулятора резко выросла, а вслед за ней подорожали и деньги в коммерческих банках. Сами получая деньги от Центробанка под 20%, они не могут больше выдавать дешевые кредиты. При этом продуктовое импортозамещение внутри страны невозможно без радикального переоборудования производств. А оно, в свою очередь, невозможно на собственные деньги подавляющего большинства предприятий — кредиты под расширение производства брали до сих абсолютно все. Остается два варианта — работать на старом оборудовании или пытаться попасть под государственные программы.


Тезис №4: риск “азиатского нашествия” в освободившиеся ниши


Но помощь государства получат далеко не все. При этом на рынке освобождаются ниши, в которые можно было бы зайти. И теперь в эти ниши могут зайти турецкие, китайские, индийские производители, которые до сих пор были ограничены высокой конкуренцией. С одной стороны, это решит проблему дефицита. С другой, “загадочную азиатскую душу” в вопросах культуры ведения бизнеса наши предприниматели и покупатели до сих пор понимают не очень внятно, на налаживание нормального диалога понадобится много времени.


Тезис №5: цены понемногу прекращают расти, но ниже они уже не будут


Рост цен идет на спад. Резкое взвинчивание замедляется (но и того, что есть, уже хватает для констатации факта: теперь мы все станем значительно беднее). Можно констатировать: положительную роль сыграли угрозы государства о том, что сейчас оно придет, топнет ногой, введет госрегулирование, и тогда плохо будет абсолютно всем — и потребителям, и спекулянтам, и честным торговцам, и производителям. Кратно завышенные цены вернулись в более или менее разумный коридор, но ниже они уже не станут.


Тезис №6: люди вернутся в огороды


Слово «дача» снова приобретает посконный, утилитарный смысл. Мало для кого она так и останется местом для бани, гамака и мангала. Теперь на месте газона зазеленеют грядки, а на импровизированных полях для мини-футбола раскинутся картофельные посадки. Мы вернемся к варке варенья, вспомним, как солить помидоры, мариновать огурцы, квасить капусту и закатывать в бесконечные банки кабачковую икру.


Тезис №7: отказ от скидок долго не продлится


Производители и торговые сети резко сокращают скидочные программы. Это давняя проблема рынка, и отказ от них был бы радикальным, но полезным решением старой проблемы нарастающей скидочной войны. Однако давление потребителей оказывает свое влияние на процесс, поэтому картина «скидка 3%» в рядовом супермаркете установилась ненадолго.

Если у вас есть "ГОРЯЧИЕ" новости, поделитесь с читателями портала "Любимый город".

Присылайте новости в редакцию. Лучшие будут опубликованы, а вас ждут призы и подарки!

Наши контакты:

WhatsApp 8 705 336 0909

Telegram канал Караганда-Любимый город @karaganda_krg

Instagram @lovecity_karaganda

Почта lovecity_krg@mail.ru