Поправки для увольнения политических государственных служащих из-за «утраты доверия» разработали в Казахстане, передает КазТАГ.
«В соответствии с законом государственные служащие обязаны не допускать действий, дискредитирующих государственную службу. Так, служащие, уволенные за проступок, дискредитирующий государственную службу, в последующем на государственную службу не допускаются. При этом проступками, дискредитирующими государственную службу, как правило, признаются деяния, способные создать условия для коррупции (превышение полномочий, протекционизм, принятие подарков, участие в азартных играх, неправомерное вмешательство, оказание предпочтения и другие», - говорится в концепции проекта закона «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан».
Так, с 2016 года (с введением нового законодательства) за проступок, дискредитирующий государственную службу, уволены и не могут быть вновь приняты на государственную службу 164 служащих: в 2016 году – 31, в 2017 году – 36, в 2018 году – 27, в 2019 и 2020 годах – по 25, в 2021 году– 20.
«Вместе с тем, следует отметить, что государственные служащие могут быть причастны к резонансным событиям, при этом, формально не совершая дисциплинарный проступок. В этом случае формальное отсутствие дисциплинарного проступка позволяет им вновь поступить на государственную службу. Следует отметить, что повторное их принятие на государственную службу может создать условия для общественного резонанса и формирования у населения недоверия к власти. К примеру, в 2019 году после инцидента в одной из школ Тараза по поручению главы государства уволен аким города. При этом через месяц данный служащий был принят на иную должность корпуса «Б», - пояснили разработчики.
По их словам, это стало возможным из-за формального отсутствия дисциплинарного проступка.
«Учитывая изложенное, предлагается в законе предусмотреть основание для увольнения в связи с утратой доверия. При этом для служащих, уволенных по данному основанию, будет ограничено последующее принятие на должности корпуса «Б». Кроме того, увольнение служащего по данному мотиву будет отражено в интегрированной информационной системе «Е-қызмет», что позволит не допустить их повторное принятие на государственную службу», - сказано в документе.
Авторы концепции предлагают распространить данные нормы на политических государственных служащих в случае:
1) совершения дисциплинарного проступка дискредитирующего государственную службу;
2) грубого нарушения этики государственного служащего;
3)осуществления политическим государственным служащим предпринимательской деятельности;
4) нарушения политическим государственным служащим, его супругой (супругом) запрета открывать и иметь счета (вклады), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Республики Казахстан, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами;
5) неэтичного высказывания в адрес проводимой политики государства, должностных лиц государства, органов государственного управления, других государственных служащих;
7) грубого допущения халатности и неисполнения своих должностных обязанностей и др.
Ранее сообщалось, что в Казахстане хотят пересмотреть понятие служебной этики чиновников и определить понятие бонусов. Также разработчики поправок предложили расширить полномочия руководителей аппаратов министерств. Кроме того, сообщалось, что в Казахстане намерены изменить принцип ротации госслужащих с привязкой к регионам, а ротируемым в другие регионы чиновникам хотят давать жилье без права приватизации.