«В праздновании Наурыза национальных или религиозных различий по сути нет и быть не может»

2022-03-22 11:56:38

В интервью ТГ-каналу KeyNews руководитель этнографических экспедиций Московского дома национальностей, администратор фольклорно-этнографического коллектива «Казачий круг» Валерий Новиков (на снимке) рассказал об истории празднования Наурыза:


«Наурыз, или Навруз – праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди российских башкир и татар. Навруз символизирует начало новой жизни и во многом перекликается с аналогичными праздниками других народов, прежде всего с русской Масленицей, с молдавским и румынским Мэрцишором.


В ходе этнографических экспедиций по республикам Советского Союза, а затем по территории независимых государств СНГ мы всегда отмечали уважение людей к праздникам, обычаям и традициям других народов. В Казахстане, по-прежнему, довольно много проживает коренных казаков – уральских (яицких), семиреченских и сибирских. Есть программа по их переселению в Российскую Федерацию на территорию Ставропольского края, но часть казаков не спешит переселяться и предпочитают остаться на исторической родине в Казахстане, в родовых станицах, основанных почти двести лет назад.


За эти двести лет совместной жизни казаки наладили довольно тесные взаимоотношения с местным населением и сами стали частью многонационального народа Казахстана. Поэтому здесь никого не удивить совместными праздниками. И если казахи отнюдь не прочь отведать блинов на Масленицу и принять участие в ритуальном сжигании обрядового чучела Зимы, то и казаки в свою очередь любят ходить в гости в ходе празднования Навруза, чтобы отведать «Наурыз кеже», а также принимают активное участие в спортивных и культурных мероприятиях по случаю праздника.


Ведь главный смысл этих весенних праздников – это некое обращение к высшим силам с просьбой одарить род людской хорошей погодой и изобильным урожаем, чтобы была возможность пережить в достатке суровую зиму и в этом вопросе различий национальных или религиозных по сути нет и быть не может».