Ален Ниязбеков: «В Казахстане остро стоит вопрос межнациональных отношений»

2021-12-28 05:47:36

Несмотря на то, что за плечами у Алена Ниязбекова всего пять полнометражных картин, к сегодняшнему дню он успел стать одним из самых успешных и востребованных режиссеров Казахстана. Мы встретились по случаю выхода в прокат фильма «Моя большая казахская семья», чтобы поговорить о кинематографе и его пути на большие экраны.


— Ален, вы пришли в режиссуру из юридической сферы. Чем была обусловлена такая резкая смена профессиональной жизни?


— Я с детства интересовался кино, был заядлым киноманом. Когда был маленьким, все меня считали рассеянным, из-за того, что я всегда наблюдал за происходящим вокруг: за птицами, деревьями, закатами и течением реки Иртыш (город Семипалатинск – Прим.Ред.), размышлял над тем, как всё устроено. Думаю, все это подсознательно вело меня к киноиндустрии. Когда я был молодым, отчетливо не понимал, что мне нравится, чего хочется, а так как тогда все шли в КазГЮУ, потому что это был престижный вуз, то и мой выбор пал на него. Учась там, я осознал, что офисная работа не для меня. Да, я был отличником по математике, способным к аналитике, но сидеть и заниматься рутиной с утра до вечера совсем не моё. Однажды, когда я прилетел из Хьюстона (учеба на факультете бизнес администрирования), на глаза попался один творческий конкурс. Я его выиграл, и это позволило мне впервые прикоснуться к видеосъемке. Уже во время первого монтажа я ощутил прилив бешеной энергии, и подумал: «Давай-ка займусь этим!». Начал что-то снимать и спустя два года, когда хобби начало приносить пользу (помимо удовольствия), занялся этим профессионально. Так появились музыкальные клипы и рекламные ролики. Спустя огромное количество снятых видео, поездки в Штаты на повышение квалификации (American Film University в Лос-Анджелесе, 2015 год – Прим. Ред.), меня впервые пригласили в качестве режиссера полнометражного фильма. Так начался мой путь в кинематографе.


— Как бы вы описали ваш метод работы над кино? По каким признакам можно понять, что это — Ален Ниязбеков?


— Многие люди, видя мои работы, говорят: «О, сразу видно, почерк твой!». И это можно понять по многим признакам: движение камеры, общие планы, перебивки с динамичным монтажом, чувство такта (музыкальный слух хорошо развился на клипах). Для меня важны оценки актеров, чтобы по секундам был поворот камеры. Люблю усиливать какие-то художественные моменты визуальным рядом. А еще я очень люблю динамику. И все это в совокупности с хорошим саундтреком. 


— Режиссёры обычно делятся на тех, для кого важна зрительская реакция, и тех, кто ориентируется больше на свои внутренние ощущения. К какому типу относитесь вы?


— Для меня важна зрительская реакция, потому что я все-таки режиссер коммерческий, а не арт-хаусный. В то же самое время, непосредственно на площадке я всегда полагаюсь на свою интуицию, на внутреннее ощущение, именно оно помогает мне замечать фальшь и недочеты. И, конечно же, над всем этим стоит стремление и задача принести людям пользу.

— Обычно, собственный стиль складывается уже на основе того, что появляется некая насмотренность. Есть ли у вас ориентиры в мире кинематографа, люди, которые служат для вас примером?


— Мне нравится Тарантино, но не скажу, что я снимаю в его стиле, он меня вдохновляет. Мой стиль похож на Гая Ричи и Эдгара Райта. Это разнопрофильные режиссеры, и каждый хорош в своем направлении. Очень уважаю творчество Дэнни Бойла и Дэвида Финчера, считаю, что их работы обязательны к просмотру.


— К слову, про рекомендации. Вы активно делитесь своими мыслями в соцсетях. Это делается из соображений продвижения себя (self-brand) или же из желания делиться с молодыми и начинающими кинематографистами опытом и знаниями?


— Посты в инстаграм я пишу, стремясь принести пользу другим людям. С возрастом понял, что мне нравится помогать людям, нравится их направлять, делиться своим опытом, потому что в эти моменты я заряжаюсь, чувствую себя еще лучше, вдохновляюсь. Поэтому, когда меня куда-то зовут читать лекции или просто провести встречу, по мере возможностей, я всегда соглашаюсь. В связи с этим на следующий год планирую запустить несколько бесплатных мастер-классов, чтобы дать всем желающим хотя бы вводные части и поделиться какими-то секретами, которые помогут им в будущем. Я думаю, такими мастер-классами я смогу направить тех людей, кто хочет связать свою жизнь с кинопроизводством, но не знает с чего начать. Тем более, отечественная индустрия кино стремительно развивается, особенно частный сектор. Да и казахи сейчас талантливо себя проявляют на международной арене, поэтому, я думаю, что выход наших картин в международный прокат вопрос времени.


— В вашей фильмографии подавляющее большинство фильмов сняты в комедийном жанре. Это ваш любимый жанр, либо же вы планируете пробовать свои силы в других направлениях? Как вы думаете, почему у казахстанского зрителя так востребованы комедии?


— Да, все мои пять фильмов сняты в комедийном жанре. Я в целом люблю комедии, и, попутно затрагивая вопрос — почему у казахстанского зрителя востребованы комедии, отмечу один парадокс. Несмотря на то, что на всех пресс-конференциях нам задают один и тот же вопрос, почему снимаем только комедии, не надоело ли снимать одно и то же, ответ очевиден. Потому что ни один фильм в другом жанре, будь это боевик, драма или триллер, зритель не поддерживает так, как комедию. Доверие к комедиям подкреплялось успехами казахов в КВН, стэндапе и т.д. Плюс, если брать в расчет последние годы, то это время непростое, поэтому людям хочется отвлечься. Я сам, если у меня будет выбор, пойду на что-то легкое, нежели тяжелое и драматичное. Но я уверен, пройдет год или два, и начнут выходить достойные фильмы в других жанрах. Лично у меня на следующий год запланировано несколько проектов, которые выдержаны в других концепциях, но с присутствием комедийных моментов. Потому что юмор – он сближает, как говорится.  


— Одним из последних фильмов, над которым вы работали, стала комедия «Моя большая казахская семья». Чем вас заинтересовал данный проект?


— Этому послужил ряд причин. Во-первых, мне было приятно поработать с Kinopark. Всегда смотрел на эту компанию как на большой конгломерат умных людей, которые «качают» киноиндустрию страны, где эта задача не из лёгких. Сплоченность команды, профессионализм на каждом этапе работы – все это восхищает. Во-вторых, большой актерский ансамбль в лице Куандыка Шакиржана, Шынар Аскаровой, Дины Тасбулатовой, а также возможность подготовиться к съемочному процессу и доработать сценарий. То есть, вместе с Медетом и Нуржаном (сценаристы Медет Калибеков и Нуржан Еркинулы – Прим. Ред.) мы кардинально поменяли финал картины, усилили какие-то ключевые моменты, включая сюжетные повороты, арки персонажей и экшн сцены. И последнее и самое важное, это пожалуй то, что в Казахстане остро стоит вопрос межнациональных отношений. Когда я рос, у меня было много друзей других национальностей. Сейчас же я замечаю, что таких людей становится все меньше, а новостная повестка порой повергает в шок. Этим фильмом я хотел показать, что если даже мы казахи такие разные — кто-то светлый как я, кто-то смуглый, кто-то с голубыми глазами или зелеными, то зачем в целом делиться на нации? Внешний вид неважен, важно то, что внутри.


— В чем, по-вашему, заключается мастерство режиссёра? Как вы считаете, вы уже достигли определённого мастерства?


— Я, как и любой человек, который не имеет профильного образования, но отличается перфекционизмом, страдаю от синдрома самозванца. Есть такой эффект Даннинга-Крюгера, когда тот, кто имеет определённый талант, сомневается в своих силах. А тот, кто его не имеет, уверен, что он суперпуп земли. С каждой своей работой я стараюсь брать планку все выше, из-за чего мое мастерство растет. При этом я понимаю, что все еще не владею тем уровнем квалификации, к которому стремлюсь. То есть, не снята пока та картина, которая удовлетворяла бы меня на сто процентов. Но я уверен, что в ближайшие лет пять, смогу это реализовать. Все есть путь, все есть опыт. 


Мастерство же, режиссёра заключается, на мой взгляд, в умении реализовать и показать то видение мира, которое присуще тебе. Каждый человек видит мир по-разному. Так же и у режиссеров. И если после просмотра твоего фильма, зритель выходит и пересматривает свои убеждения и взгляды, то это уже достижение.


Если у вас есть "ГОРЯЧИЕ" новости, поделитесь с читателями портала "Любимый город".


Присылайте новости в редакцию. Лучшие будут опубликованы, а вас ждут призы и подарки!


Наши контакты:

WhatsApp 8 705 336 0909

Telegram канал Караганда-Любимый город @karaganda_krg

Instagram @lovecity_karaganda

Почта lovecity_krg@mail.ru