В статье «Домофониада, или круги ада» см. предыдущая статья «Любимый город» писал о том, что не так давно Аким Караганды Ермаганбет Булекпаев на аппаратном совещании заявил, что домофонные компании неправомерно требуют абонентскую плату с населения. Об этом же говорят и результаты проверки антимонопольного комитета. Ведомство после проведенной проверки пришло к выводу, что правоотношения между жильцами и домофонной компании прекращаются после надлежащей установки, ввода эксплуатацию и по истечению гарантийного срока на домофонную систему. В случае поломки домофонная компанию должна устранить ее за определенную плату, но требовать АБОНЕНТСКУЮ ПЛАТУ – незаконно.
Мы обратились за комментарием к юристу НПП «Атамекен» и получили следующий ответ:
- В данном случае надо разделять право собственности на квартиру (личную собственность) и имеющуюся общую долевую собственность в соответствии с жилищным законодательством к которой относятся подвальные помещения, крыша, подъезд и тд. Когда человек приобретает квартиру, он вместе с ней, согласно статье 188 Гражданского кодекса РК, получает не только права, но и обязанности (Право собственности передается другому лицу со всеми обременениями, имевшимися на момент совершения сделки.).
Согласно Закону о жилищных отношениях, собственники квартир, нежилых помещений на собрании рассматривают вопросы и принимают решения, связанные с управлением объектом кондоминиума и содержанием общего имущества объекта кондоминиума.
Принятые собранием решения являются обязательными для всех собственников квартир, нежилых помещений. Решение собрания оформляется протоколом.
По результатам протокольного решения с домофонной компанией заключается договор. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, надо отметить, что изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей то же является договором и в соответствии со статьей 380 ГК РК, понуждение к заключению договора не допускается, что делается со стороны акимата.
Согласно статье 402 ГК РК, соглашение об изменении и расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное, то есть в порядке, который был описан ранее: собрание жильцов, протокол и т.д.
Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Надо отметить, что никто не лишает потребителя права на защиту своих прав, он может в любой момент обратиться в суд.
Также надо отметить, что рынок услуг домофонных компаний он открыт, и каждый может отрыв свое ИП или ТОО заняться этим видом бизнеса, предложить свои условия, которые могут включать и безабонентскую плату и другие сервисные услуги, никто им не запрещает.
(Орфография и пунктуация автора комментария сохранена)