Проблема Казахстана заключается в том, что на глобальной сцене мы скорее относимся к слабым игрокам, которые по кускам теряли свою независимость в разных сферах, в том числе в экономике.
В результате, Казахстан оказался не новым азиатским тигром, как это обещали еще в 90-х годах, а бумажным тигром.
Еще хуже, что при наличии сырья, которое можно дорого продать, уже не важна компетенция управленцев.
Развитию казахстанской экономики все эти годы мешала коррупция, которая убивала время и ресурсы, неэффективный бюрократический аппарат, где чиновник, а не честный предприниматель или производственник, был главным игроком, мешало отсутствие конкуренции в условиях существования экономики племянников, зятьев и дочерей и так же мешали многочисленные программы развития страны, которые лишь порождали бумажную пену, но так и не были доведены до конца.
В результате, спустя 30 лет мы плохо готовы к борьбе за место под солнцем в будущем, рискуя превратиться в придаток более крупных и успешных экономик.
По мнению экономиста Рахимбека Абдрахманова мы уже потеряли более 50 миллиардов долларов за счет «утечки мозгов».
Пока мы все еще играем в имитацию инновационного развития, мы теряем драгоценное время, так как остальной мир не стоит на месте. Пока мы топчемся вокруг нефтяных вышек, другие страны уже реализуют четвертую индустриальную революцию, продукцию которой мы скоро будем импортировать.
Казахстану как воздух нужна конкурентная интеллектуальная, политическая и экономическая среда, где существует большое количество «социальных лифтов» и нет многочисленных искусственных потолков для роста, в том числе научно-инновационного.
Кстати, некоторые эксперты считают, что одним из индикаторов того, что мозги в государстве действительно ценятся, является патентная статистика, которая указывает на уровень инновационного и технологического развития государства. И по количеству научных и технических патентов Казахстан сильно отстает от многих стран.
Но в мире было немало примеров, когда периферийные или полупериферийные государства вырывались в лидеры. Япония, Южная Корея при Пак Чон Хи, Сингапур эпохи Ли Куан Ю, Тайвань и другие азиатские тигры.
И одним из ключевых факторов в достижении таких успехов было наличие государственников во власти, которые ставили национальное возрождение страны выше своих личных интересов.
Нам также нужен новый стиль госуправления, где отсутствует «сырьевое сознание» и где есть четкое понимание того, что национальное возрождение возможно только там, где те, кто у власти связывают свое будущее и будущее своих детей и внуков с процветающим, технологически развитым Казахстаном.
Кстати, некоторые из экономистов, считают одним из удачных примеров экономического развития – Тайвань, который решил не разбрасываться на разные проекты, а сконцентрироваться на одной из ключевых. А именно на производстве компьютерных чипов став одним из мировых производителей.
И, с точки зрения глобальной экономики, Казахстан, также мог бы занять важную нишу инновационных технологий и поддержки стартапов в сфере разработки и тестирования альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий, таким образом, став аналогом Кремневой долины в разработке ВИЭ, экспортируя эти разработки и наращивая количество научных и технических патентов в этом перспективном сегменте.
И здесь можно согласиться с управляющим директором Pinemelon.com и основателем nFactorial School Арманом Сулейменовым, который считает, что следующей триллионной компаний (после Apple) будет производитель инновационной продукции, которая поможет адаптироваться к климатическим изменениям.
Но если Казахстан не сможет адаптироваться к этим вызовам, то данные климатические изменения вызовут рост бедности, будут угрожать продовольственной безопасности, здравоохранению, приведут к появлению новых заболеваний, повлияют на миграционные потоки, увеличат количество экологических беженцев и ужесточат конкуренцию за водные ресурсы. А все это вместе ударит по политической и экономической стабильности в стране.
Политолог, Досым Сатпаев