В этой истории дело дошло до суда: таможня составила на водителя протокол и передала документы в суд, рассказывает ABW.BY. Жителю Борисова Владиславу за провоз той самой б/у шины суд присудил штраф 5 базовых величин. В тот злополучный день было шесть часов разбирательства, "зависание" между границами, когда в Беларусь не впускают, равно как и в Литву, и еще много чего...
"Запаски" не было
По словам Владислава, он знаком с положениями таможенного законодательства о перемещении через границу того, что связано с автомобилями, что таможня вводит всевозможные ограничения, связанные с ввозом шин, в первую очередь бывших в употреблении, и относит б/у резину к опасным отходам, которые запрещается ввозить и вывозить физическим лицам. "Я читаю законы и не стремлюсь их нарушать", - говорит мужчина. Но в тот день он не ожидал, что в ПТО "Каменный Лог" у него возникнут неприятности из-за какой-то поврежденной "бэушной" шины.
Подробности истории Владислав рассказал журналисту Автобизнеса Марине Ажгирей.
"8 ноября поехал в Литву обслужить Opel Corsa родственника. По дороге в Литве повредил шину, - вспоминает Владислав. - Доехал в ближайший пункт шиномонтажа. В автомобиле технически не предусмотрено запасное колесо, а литовцы не взялись ремонтировать покрышку, так как у них не было вулканизации. Мастер предложил заменить шину на другую такого же размера из подменного фонда, чтобы я мог доехать домой.
Поврежденную шину бросили в багажник для того, чтобы ее можно было восстановить дома. Шины модели Firestone Winterhawk 3 185/65 R15 на рынке Беларуси отсутствуют.
Всех под одну гребенку
Въезжая на территорию РБ через пункт пропуска "Каменный Лог", я проследовал на "зеленый канал", будучи уверенным, что шина не является товаром, так как уже была ввезена в РБ при ввозе автомобиля ранее и выезжала непосредственно установленной на колесный диск автомобиля.
Прошел паспортный контроль, после чего предъявил автомобиль к осмотру. Когда пограничник увидел шину в багажнике, тут же позвал сотрудника таможни. Тот пояснил мне, что я якобы допустил нарушение, выбрав для ввоза б/у шины "зеленый канал". Он, в свою очередь, вызвал старшего смены. Тот тоже убеждал меня, что я что-то нарушил, обвинял, что я якобы ввожу это колесо.
Я объяснил, что данная шина является комплектной с еще тремя установленными на колесах автомобиля. Типоразмер, модель и дата выпуска совпадают, что отражает комплектность и не может трактоваться как ввозимый товар, так как она уже была ввезена на территорию РБ, но в исправном состоянии на штатном месте - колесном диске, установленном на автомобиле.
Однако мои попытки объяснить и добиться понимания ситуации не возымели действия, из меня сделали правонарушителя и начали административную процедуру, отсылая к положениям ТК ЕАЭС. Я понимаю, что существует свод таможенных правил, но не понимаю, почему отсутствует человеческая составляющая, почему всех под одну гребенку...
Ни в Беларусь, ни в Литву
В результате инцидента я вынужден был провести всю ночь на границе, потому что сотрудники таможни несколько раз переделывали документы, и еще полдня на нейтральной территории, на стоянке у литовского магазина беспошлинной торговли. Составили акты, протоколы и выдворили меня с территории РБ.
В результате я проторчал достаточно долго в межграничье: в Литву меня обратно не впускают и в Беларусь не впускают. От всего этого мне физически стало плохо, старший пограничного поста "Мядининкай" предлагал вызвать "скорую". В итоге договорился с работницами Duty free оставить у них на непродолжительное время эту шину - спасибо, есть еще добрые люди.
Сделал круг через Литву, нашел колесный диск. В сложных погодных условиях (было очень холодно, непрерывно шел дождь), равно как и технических (отсутствие необходимого инструмента и принадлежностей). смонтировал колесо и осуществил ввоз на общих основаниях.
"Увидели преступника"
Сотрудники таможни спрашивали, почему я не выбросил эту шину. Но она стоит денег - возможно, для работника таможни 130-160 рублей (ориентировочная стоимость шины за границей) не очень большие деньги, он может позволить себе разбрасываться ими. Таможенники настаивали на том, чтобы я согласился признать себя правонарушителем и получил бы минимальный штраф. Сообщили, что в противном случае подготовят документы для передачи в суд города Гродно, где мне определят максимальное наказание.
На 26 ноября 2019 года меня вызвали в суд Октябрьского района Гродно. Двое суток, проведенные на границе, сказались на моем самочувствии, на суд я не поехал. Его перенесли на 4 декабря. Написал жалобу в ГТК РБ, суд перенесли на 6 декабря до получения заявления о переносе рассмотрения. До Гродно более 400 километров пути, что причиняет мне определенные временные и финансовые неудобства".
Владислав написал письмо в ГТК, где отметил: "Нарушителем себя не считаю и надеюсь, что в структуре центрального аппарата ГТК РБ остались адекватные и трезвомыслящие сотрудники, которые в состоянии отличить обычную бытовую ситуацию, которая может происходить в повседневной жизни, от правонарушения".
В последние дни декабря Владислав получил ответ из ГТК за подписью первого заместителя председателя Владимира Орловского. В ответе ГТК обращается внимание на то, что шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, относятся к опасным отходам, вывоз которых физическими лицами в качестве товаров для личного пользования запрещен.
"С учетом того, что Вы следовали по "зеленому коридору" и перемещали товар, подлежащий таможенному декларированию, в Ваших действиях усматривались признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.5 КоАП РБ.
В связи с непризнанием вины в совершенном правонарушении должностным лицом таможни был составлен протокол об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении были направлены для рассмотрения в суд. Прибывшие товары, которые не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, должны быть незамедлительно вывезены", - говорится в ответе ГТК.
Статья 14.5 КоАП "Недекларирование товаров" влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 б.в. Напомним, что Владислав получил штраф 5 базовых.
"Из суда я документы пока что не получал. Хотел бы обжаловать решение. Понимаю, если бы я вез наркотики, спиртного бутылок 50, но я вез свое колесо, - эмоционально говорит водитель. - Неужели из-за этого нужно создавать проблемы? Таможенники видели, что запасное колесо в машине не предусмотрено, - зачем было создавать проблемы? Для чего? Не о той ли палочно-галочной системе говорил президент? Увидели преступника...
На таможне меня никто и слушать не хотел, мои пояснения записывали после того, как я настоял на этом, хотя им они, наверное, и не нужны.. Людей не видят, а видят нарушителей. Не кажется ли законотворцам, что здесь что-то не то, и почему никто не хочет корректировать закон из учёта интересов простых людей, а не начальников высокого ранга, для которых, вероятно, при их уровне дохода стоимость бэушной шины сущая мелочь".