«Возможно, льготную растаможку отменят». Что говорят о продлении 140-ого указа эксперты

2020-01-03 18:01:54
Источник: http://s13.ru/archives/140-1

Указ № 140, позволяющий некоторым категориям граждан раз в год ввозить в Беларусь автомобили из-за границы по сниженным на 50% таможенным пошлинам, вступил в силу 13 апреля нынешнего года. Изначально это расценивалось как помощь малоимущим гражданам. Однако безусловную пользу от данного законопроекта увидели далеко не все, рассказывает av.by. Прошло уже 8 месяцев, и за это время в Беларусь привезли немало машин: кто-то воспользовался льготами для себя и своей семьи, кто-то решил просто подзаработать. Тем более что никакого запрета на продажу ввезенной иномарки по сниженной растаможке не предусмотрено до сих пор. 

За последние полгода мы не раз бывали на авторынках и слышали разные мнения по поводу льготной растаможки «не для всех». С одной стороны, люди вздохнули с облегчением, увидев в новом указе возможность обновить свой автопарк, с другой — игроки авторынка заговорили о лазейке для незаконных сделок, когда перекупы будут пытаться ввезти автомобили с оформлением на подставных льготников, позволив им немного заработать на этом. Как ни крути, а пресловутый указ № 140 внес свои коррективы в реалии белорусского рынка. Однако одно дело — молва перекупщиков и перегонщиков, а другое — что думают эксперты, которые наблюдают последствия под своим углом зрения, могут взвешенно оценить все риски и предположить, как будет развиваться рынок в новом году.

«Хотели помочь малоимущим гражданам — заодно оказали помощь мошенникам»

Как это отразилось на продаже новых транспортных средств в Беларуси уже сейчас, прокомментировал Сергей Михневич, занимающий должность председателя Белорусской автомобильной ассоциации (БАА).

— Я вижу только негативные последствия от действия льготной растаможки: данный указ способствует расцвету серого бизнеса, росту мошенничества и обмана граждан, а также вовлечению малоимущих слоев населения в незаконный автомобильный бизнес. По некоторым оценкам, в страну уже ввезено около 20 тысяч авто по сниженной растаможке, и могу предположить, что большая часть из них ушла на авторынок. К сожалению, государством до конца не отлажен механизм контроля за реализацией данного законопроекта. Как следствие — негативные факторы, влияющие не только на рынок б/у автомобилей, но и новых.

С мая этого года рост продаж только сошедших с конвейера машин прекратился, и последние несколько месяцев наблюдается неуклонное снижение рынка новых авто, одной из причин которого послужил именно 140-ой указ. Тем не менее уровень этого года все равно является рекордным: рынок вырос более чем на 20%. Это объясняется тем, что последние три года (включая нынешний) рынок рос благодаря отложенному спросу, сформированному в кризисные 2014-2016 гг. Плюс ко всему определенную роль сыграли выгодные финансовые инструменты продаж.

Согласно оптимистичному прогнозу в новом году предвидится рост на 10%, по негативному сценарию — падение на столько же. Мы рассчитываем на то, что уровень продаж удержится хотя бы на прежних позициях. Многое станет зависеть от того, как будет действовать данный указ и какой будет экономическая обстановка в стране. С 1 января увеличатся ставки утилизационного сбора в России, но на нашем рынке это отразится весьма косвенно и приведет к повышению стоимости тех автомобилей, которые решат ввозить самостоятельно либо из третьих стран.

Не думаю, что подорожание утильсбора ударит по ценам в Беларуси, если только он не повысится в нашей стране. Говорят, что он может вырасти в два раза, но пока точной информации нет. Основным фактором подорожания новых машин станет курсовая разница. В декабре российский рубль укрепился по отношению к белорусскому на 5% — и это уже повод для поднятия цен на соответствующий процент. В следующем году мы прогнозируем подорожание новых моделей в связи с тем, что российский производитель повышает стоимость в среднем на 5%, а также с учетом курсовых изменений.

«Надеюсь, не будет практики принятия решения задним числом»

Сергей Романчук, учредитель ООО «Мегаполис», считает, что на бизнес автохаусов апрельский указ оказал только положительное влияние.

— На вторичном рынке — и в частности на нашей площадке — появились модели, выпускаемые только для европейского и американского рынков. Из Америки увеличился поток полюбившихся белорусам Ford Fusion, Escape, Buick Encore, а из Европы привезли дизельные Skoda Octavia, Superb, VW Passat. Стало больше машин с объемами двигателей от 2,0 литра и выше.

Ранее по понятным причинам ввоз таких автомобилей был невыгодным, а с введением льготных условий растаможки ассортимент оказался более интересным и разнообразным. Безусловно, кто-то приобретает транспортное средство для себя, получая возможность купить желаемый автомобиль на льготных условиях, кто-то — для перепродажи, с целью заработать. В любом случае для людей это благо. Во-первых, на данный момент по закону нет запрета на продажу свежепригнанного авто, а во-вторых, надеюсь, что практика принятия решения задним числом использоваться не будет.  

С другой стороны, на свежепригнанную «бэушку», которой стало за последние полгода больше в разы, определенно есть спрос: белорусы традиционно любят автомобили из Европы, апеллируя к качеству сборки, другим моторам, аналогов которых нет в той же России. Еще одну категорию покупателей привлекают американские модели: впечатляют их внешний вид и богатая комплектация.

В 2020-ом году доля ввозимых б/у автомобилей продолжит расти, но я думаю, что волна спадет, а влияние на рынок будет, но отнюдь не глобальное. Как для обывателей, так и с точки зрения бизнеса действие 140-ого указа уже возымело свой положительный эффект. Разве что предположу, что он мог повлиять на снижение уровня продаж новых машин.

«Возможно, льготную растаможку отменят, но это не точно»

Виталий Скребец, директор ООО «БелАукцион-Групп», уже не первый год помогает белорусам подобрать и купить транспортное средство из-за границы и видит реальные результаты 140-го указа с практической точки зрения.

— О масштабах ввоза б/у автомобилей из-за границы можно косвенно судить и по росту количества компаний, предлагающих услуги подбора и доставки машин из США и Европы, за минувшие полгода. Вряд ли бы они открывались, если бы это было невыгодно. В последние дни декабря на СВХ «Колядичи» мы зафиксировали около 20 контейнеров с автомобилями на разгрузку. И это без учета транспорта, который доставляется через таможню в Клайпеде, а затем перевозится на автовозах. Такого не было уже очень давно. Даже по таким субъективным показателям можно сделать вывод, что приток машин за этот период увеличился многократно.

Если говорить непосредственно о последствиях, то наш постоянный эксперт отмечает исключительно положительное влияние роста ввозимых из США и Европы иномарок на белорусский авторынок.

— Во-первых, с введением льготной растаможки белорусы обновили свой автопарк. До 2011 года это происходило постоянно, а после повышения таможенных пошлин приток свежих машин из США и Европы резко сократился. Второй момент — это качество сборки и уровень оснащения автомобилей. Помимо того, что авторынок стал более разнообразным, увеличение количества моделей свежего года выпуска с моторами более высокого экологического класса позитивно сказывается на снижении вредных выбросов в атмосферу и, как следствие, затрагивает экологию в целом.

Окажется ли долговечным один из самых резонансных указов уходящего года, достоверно не ответит никто.

— Насколько я понимаю, апрельский указ был принят на год и в 2020-ом его продлят либо нет. На мой взгляд, есть вероятность, что на фоне обсуждаемой сегодня интеграции с Россией это невыгодно в первую очередь производителям новых автомобилей. Даже если предположить, что 140-ой указ не продлят, то это сократит приток машин из-за границы, однако он не исчезнет совсем. Уже сейчас в Штатах есть немало моделей с полуторалитровыми двигателями, растаможка которых не такая высокая.

Не думаю, что в будущем возможна ситуация, когда льготников попросят доплатить за автомобиль, если выяснится, что он был приобретен не для личной эксплуатации. Согласно законодательству воспользоваться льготной растаможкой можно раз в год, как быстро и за сколько ты продашь машину — на этот счет нет никаких ограничений. Конечно, без спекуляций в этом вопросе не обходится. В то же время, по моим наблюдениям, через нас навскидку 80% людей приобретают авто для себя. Допустим, Toyota Sienna — это хит продаж среди минивэнов.

Вообще данный указ позволил выбирать между «бюджетником» и свежим автомобилем более высокого класса с небольшим пробегом в придачу. И это тоже один из положительных факторов для нашего авторынка.

 

Последние новости

03.01.2020
Репатриантка Янина Сташко: В Беларуси нас считали врагами, приехавшими с Запада
03.01.2020
Минус миллион рублей: гродненский пивзавод снова выставили на торги
03.01.2020
Госпогранкомитет: Очереди на границе с Польшей и Литвой устроили россияне
03.01.2020
Россия прекратила подачу нефти на белорусские НПЗ. На сколько белорусам хватит топлива на заправках?
03.01.2020
«Люди проявили щедрость». Таксисты о работе в новогодние праздники в Гродно
03.01.2020
На студента из Сморгони, который ранил милиционеров в Верхнедвинске, завели уголовное дело
03.01.2020
Гродненские таможенники в «Брузгах» забрали у россиянина старенький Mitsubishi
03.01.2020
В Гродно клиент сломал челюсть таксисту за озвученный «новогодний тариф»