Ростовский ученый рассказал о том, какой народ можно считать коренным в Ростовской области
Что мы знаем о культуре скифов и сарматов: ЮФУ отмечает День коренных народов.
Историк ЮФУ рассказал об этнокультурных особенностях Ростовской области — почему на Дону нет коренных народов, и кто может называть себя потомками скифов.
9 августа отмечается День коренных народов мира. Он приурочен к первому заседанию Рабочей группы ООН по проблемам коренных народов, которое состоялось в 1982 году. В России таковыми считают народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, промыслы и хозяйствование. При этом акцент делается на коренных малочисленных народах Российской Федерации, проживающих на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. В нашей стране насчитывают около 50 таких этнических групп.
2022 год объявлен в России Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Южный федеральный университет не только ведет научные, в том числе археологические, исследования памятников культуры, но и популяризирует научные знания об истории страны и региона. В прошлом году был запущен масштабный проект «Этнокультурный код ЮФУ», призванный рассказывать об исследованиях в области истории, культуры и традиций народов, населяющих Дон. Кроме того, в этом году на базе ЮФУ открыт городской Центр национальных культур.
Особенность донского региона в том, что здесь невозможно выделить один коренной народ, а можно только отследить, как сменялись племена на одной территории, перенимая друг у друга культурные особенности. О том, какие народы жили в Ростовской области, и корректно ли называть их коренными, рассказал кандидат исторических наук, заведующий кафедрой археологии и истории древнего мира Евгений Вдовченков.
«Ростовская область не относится к регионам проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации, но этот замечательный день – хороший повод поговорить о народах России и о специфике этнокультурной истории Донского края. К коренным народам относят этносы, которые обитали на определённых землях до прихода туда переселенцев из других мест, при этом становление этого народа и его типа хозяйствования было связано с этим местом. Но у степной зоны имеется очень важная специфика – постоянная смена населения как результат миграций. Степи были контактной зоной, где одни народы сменяли другие на протяжении всей истории», — поделился Евгений Вдовченков.
По словам историка, так было и до первых письменных сообщений античных авторов и авторов Ассирии об этнической истории Северного Причерноморья (VII-VI вв. до н.э.), и после. Но археология не дает названий – мы можем проследить только культуры, но имени и языка этих народов мы не знаем. Поэтому сказать, что какой-то народ является коренным на Дону, нельзя однозначно. Первые известные по имени кочевники на Дону – киммерийцы и скифы. Их сменяли савроматы, сарматы, аланы, гунны, болгары, хазары, печенеги, половцы, монголы, татары, ногайцы.
«Греки были первым известным нам по имени оседлым народом в Северо-Восточном Приазовье. Они поселились здесь в конце VII века до н. э. в колонии Кремны, местоположение которой точно неизвестно, но, по одной из гипотез, она находилась на территории Таганрога. С III века до н. э. по V век н.э. существовал греческий город Танаис, но он был оставлен жителями. С I по III вв. н. э. на Нижнем Дону (в том числе на территории Ростова-на-Дону) были поселения меотов, но на каком языке они говорили – мы не знаем точно», — заявил Евгений Вдовченков.
Ученый рассказал, что самым древним поселением на Дону, существующим без перерывов до сих пор, является город Азов – он был основан монголами около 1269 года. В нем проживали монголы, половцы, русские, итальянцы, армяне, греки и другие народы. Он был очень крупным для своего времени, и итальянцы – венецианцы и генуэзцы – называли его Тана и имели здесь свои колонии. В 1395 году он был сожжен Тамерланом, но продолжил свое существование, а с 1471 года находился под контролем Османской империи. В 1637–1642 годах его захватили донские казаки, а в 1696–1711 годах после Азовских походов он находился в составе Российской империи, но после Прутского мира снова отошел к Турции. Окончательно Азов вошел в состав России как крепость в 1769 году.
Ранее учёный ЮФУ рассказывал, почему Азовская крепость не сохранилась до наших дней.
Первые славяне известны по археологическим памятникам на Дону еще в IX веке – они спустились с верхнего Дона и по Северскому Донцу. А в 965 г. Святослав захватил хазарский Саркел и переименовал в Белую Вежу, которая была в составе Руси до 1117 года. В середине XVI века на Дону появляются донские казаки. В XVII веке в Волго-Донские степи пришли калмыки. В XVIII веке после подчинения казаков Российскому государству началась колонизация региона и заселение его русским и украинским населением. В 1781 году Екатерина II переселила в Приазовье и Подонье греков и армян.
«Поэтому Донской край – традиционно контактная зона самых разных народов. Куда же делись исчезнувшие народы? Они активно участвовали в этногенезе тех народов, которые живут в России. Ираноязычные скифы и сарматы – это предки не только осетин, но и других народов. Слова «бог», «хорошо», «собака» в русском языке – это иранское наследие. Потомки тюркоязычного населения Золотой Орды – это татары, ногайцы и другие народы», — объяснил Евгений Вдовченков.
Каждый год археологи Южного федерального университета исследуют памятники прошлого, открывают тайны истории и археологии. Каждый год исследуются памятники средневекового Азака, античного Танаиса, скифского Елизаветовского городища, Раздорское поселение эпохи энеолита и бронзы. Эти исследования показывают уникальный характер Донского края, где переплелись судьбы десятков народов и традиций.