Современные дети демонстрируют целый «букет» нарушений. Чисто речевых детей мы уже встречаем мало, таких как отсутствие или искажение звуков речи, встречаются уже меньше. Нынешние речевые нарушения очень сложно и долго поддаются в коррекции, только с междисциплинарным подходом можно вылечить и абилитировать ребенка. Идет рост речевой патологии и утяжеление.
С чем это связано❓
Причин может быть много. Факторы, которые могут тормозить созревание мозга и развитие речи, условно делятся на 🧠биологические (внутренние) и 🗣социально-психологические (внешние).
🧠К первой группе факторов относятся: сильный токсикоз во время беременности, употребление алкоголя и курение во время беременности, кесарево сечение или стремительные роды, гипоксия плода, травмы и инфекции головного мозга, инфекционные заболевания, наркоз и многие другие.
В результате значительно увеличилось количество детей с задержкой двигательного, психического и речевого развития. Важно понять, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, влияющие на процессы функционирования центральной нервной системы. У многих неуспевающих первоклассников в раннем возрасте выявляли минимальную мозговую дисфункцию. Казалось бы, информация о диагнозе осталась лишь в старых медицинских картах, но отголоски сопровождают человека всю жизнь!
Важно не упустить время ❗❗
Основное правило: чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше прогноз.
🗣К внешним, социально-психологическим факторам, задерживающим развитие ребёнка, относятся: нежелательная беременность, (мысленное отторжение ребёнка матерью), сильный эмоциональный стресс во время беременности, недостаток тактильных ощущений у ребёнка, недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, многоязычие в семье и др. К сожалению, во многих семьях общение заменяется «зависанием» в социальных сетях и репликами в «телеграфном стиле», что также негативно влияет на развитие малыша.
Нарушения нормального хода развития ребёнка обычно не ограничиваются речевыми трудностями. Дети демонстрируют провокационное поведение, агрессию или, наоборот, апатию, отсутствие познавательного интереса. Частые простуды, аллергические заболевания, астма, дерматиты ослабляют и так незрелую нервную систему и задерживают развитие речи, памяти, внимания, мышления. Дети позже начинают сидеть, вставать, ходить. Замечено, что 9-месячные малыши, которые самостоятельно не сидят, не встают на ноги и не делают первые шаги, в дальнейшем отстают от сверстников в обучении. В школе дети с проблемами развития речи и поведения попадают в разряд неуспевающих, неуправляемых, у них отсутствует мотивация к учёбе, отмечаются трудности адаптации.
Диагностировать раннюю задержку речевого развития можно уже с двух месяцев. В тот момент, когда ребенок не стал переворачиваться, плохо сосет грудь, у него есть частые срыгивания . Или же неонатолог увидел поражение центральной нервной системы, поэтому поставлен определенный диагноз. И быть под наблюдением специалистов.
Если говорить про полуторогодовалого ребенка, то мы должны обратить внимание на зрительно-моторные и слухо-речевые функции,двигательную активности, диагностику неврологического, физиологического, психологического, логопедического статуса. Период созревания речевых областей головного мозга ребенка как раз и приходится на возраст 1–3 года.
К трем годам, согласно возрастным нормам, ребенок должен превратиться в разговорчивого «болтуна». Словарный запас маленького человека значительно увеличился.
После четырех лет ребенок выстраивает длинные предложения, к пяти годам овладевает правильным произношением звуков, слов.
Часто возникают ситуации, когда дети молчат и не начинают говорить в положенный срок. Хочу предостеречь родителей, что в подобных случаях игнорирование проблем с развитием речи у малыша может привести к серьезным последствиям. Поэтому настоятельно рекомендую при проблемах с речью записываться на прием к неврологу.