СЫРТТАН БАТЫР (Шакшак Джанибек)

2020-05-05 17:00:41


Шакшак Джанибек – известный батыр ХVІІІ века, сыгравший большую роль в организации борьбы против джунгаров, в сохранении единства страны и в налаживании дипломатических отношений с Российской империей. При анализе устных и письменных источников об его участии в крупных сражениях и других важных событиях, можно предположить, что в молодые годы его героические подвиги преимущественно происходили в южных степях вблизи Туркестана и Ташкента. Подвиги же зрелого периода приходятся в районе Яика, Иргиза и Тургая.

Поскольку имя Джанибек часто встречаются среди знаменитых исторических личностей Казахского ханства и Золотой Орды, хотелось бы обратить внимание на этимологию этого слова. По нашим взглядам, данная антропонимика состоит с двух частей: первая – жана (новый), второй – бек (синоним слова «человек»). Выходит, что «Жанибек» – «новый человек». Варианты «нового человека» в казахской антропонимике: Жана+бай, Жана+тай, Жана+гуль, Жана+ай и.т.д. То есть «Жәнібек» это фонетический оттенок (вариант) слова Жана+бай, с мягким приозношением. По закону регресивного сингормонизма вторая половина слова «бек» с мякгим гласным влияет на первую часть «жана», который состоить с твердыми гласными, превращая его на мягкого варианта произношение. Такие примеры в казахской антропонимике встречаютя часто, например, Сәнді+бек (Санды+бай), Тұрғын+бек (Тұрған+бай). Обычно казахи на первенца нарекает именем «Жанабай». Кстати, первенеца Чингис-хана называли Жоши (Джучи), с перевода древнего монгольского означает «новый гость». В буквальном смысле «Қонақ+бай, Қонақбек».

Имя «Жанабек» соответсвует мусульманскому мировозрению тюрков, ибо рожденный ребенок это новый человек, который продолжает путь и деяние родителей. От такого мирпонимания происходит такие имена как Жалгас, Туяк, Серик.



Сведения о его раннем героизме Джанибека в основоном сохранились в народных поэтических произведениях, преданиях, исторических песнях, а также в творчестве сказителей (жырау), то есть в источниках степной истории. Согласно преданиям, предки Джанибек также были батырами. Русские письменные источники содержат подробные сведения о его жизни и деятельности после 40 лет.

В преданиях и легендах Джанибек восхваляется наравне с героями и персонажами сказок и героических эпосов. Его рождение носит мифическую чудесную окраску. Мать Джанибека обретает сына благодаря увиденному во сне символу. Тотем приходит к ней во сне в виде «сырттана», то есть волка. А волк в Степи всегда считался воплощением силы, мужества и неслыханной силы. Таким образом рожденный мальчик унаследовал от волка гордый характер и несгибаемую волю.

Чудесное происхождение Джанибека напоминает содержание древнего тюрко-монгольского мифа, повествующего историю великой матери по имени Алан Кога, которая после смерти мужа забременела а от волка проникший в юрту через верхнее отверстие (тундук) в виде луча лунного света. Это был дух-аруах ее мужа. Перед смертью он заранее предупреждает жену, что будет возвращаться к ней после смерти в образе волка. От приходившего в виде солнечного луча отца-аруха рождается Чингис-хан [Казахский фольклор в собрании Потанина Г.Н. (Архивные материалы и публикации).- Алма-Ата, Наука, 1972, с.64]

Согласно степной устной традиции, Джанибек совершал героические подвиги при Аз-Тауке хане. При Аз-Тауке хане происходили ожесточенные сражения с джунгарами. Аз-Тауке прославился тем, что в борьбе против джунгар он сумел объединить силы трех казахских жузов с кыргызами, каракалпаками, катаганцами и племенем джайма. При участии семи представителей-биев этих народов были приняты Законы «Жеты Жаргы» («Семь исполнители»).

Сформировавшееся как централизованное военно-феодальное государство Джунгарская империя совершает набеги на казахские степи с востока. К тому же, принявшие подданство Российского царя волжские калмыки и уральские башкиры начинают теснить казахов с запада.
В 1723 году произошло трагическое событие «Актабан шубырынды, Алкакөл сулама». В этой тяжелой ситуации было принято решение дать Абулхаир хану возможность возглавить объединенное войско, что способствовало ряду славных побед: сражение у рек Буланты и Билеуты 1727 года и знаменитая Анракайская битва в районе озера Балкаш 1729 года. Очевидно, что в этих судьбоносных для народа кровавых сражениях принял участие и проявил героизм и мужество Джанибек батыр.

Абулхаир хан стремился вытеснить джунгар с восточных земель. Будучи талантливым полководцем и демонстируя твердый характер, он пользовался большим авторитетом среди казахских батыров. После Анракайского сражения Абулхаир надеялся, что он обретет большую ханскую власть (улкен хан). Однако его надежда не оправдалась. Обиженный Абулхаир хан вместе с подчиненными ему родами и поддерживающими батырами откочевывает на запад казахских степей. Там он вытесняет вожских калмыков, казаков, а также башкиров из междуречья Волги и Яика, а также Джема и Иргиза. В поисках политической защиты в борьбе против джунгар в восточных казахских степях и на западе против торгаутов в бассеине реки Волга, он обращается к Российской империи с просьбой о протекторате.

В исторических действиях на западе страны Абулхаира всегда сопровождал его надежный спутник Джанибек. Согласно преданиям, Абулхаир хан с юношества дружил с Джанибеком. Пожилой Джанибек взял под свою опеку молодого и обездоленного Абулхаира. Предвидя славное будущее великого хана, он предлагает ему дружить.

Сведения о героических, ораторских и посреднических способностях Джанибека содержатся в дневнике российского посла И.Тевкелева, в записях Оренбургской экспедиции во главе с Кирилловым И.И., а также в служебных записках руководителей Оренбургской пограничной комиссии, Оренбургских губернаторов в адрес центра. В них конкретно и четко пишется о том, что Джанибек пользовался среди казахов авторитетом не меньшим чем сам хан, принимал активное участие в дипломатических переговорах и отношениях с Российским правительством в качестве доверенного лица Абулхаир хана, оказывал постоянное сопротивление джунгарским калмыкам.

Героические способности Джанибека проявились в крупных сражениях с джунгарами и волжскими калмыками, а также в столкновениях с казаками и башкирами. Он известный полководец, храбрый батыр, талантливый дипломат. Джанибек был одним из верных политических сподвижников Абулхаир хана в его важной исторической миссии в судьбе казахского ханства.

Во время переговоров по принятию протектората Российской империи Джанибек отстаивал интересы казахского народа и было уделено большое протокольное внимание со стороны посла А.Тевкелева. Благодаря своему авторитету он проводил большую разъяснительную работе среди биев, выразивших недовольство церемонией протектората. Он поддержал политику централизации и концентрации власти в Казахской орде в руках одного правителя.

Когда султан Барак убил Абулхаир хана, он обвинил его и оказал содействие приходу к ханской власти сына Абулхаира Нуралы. Джанибек помогал потомкам хана в действиях по отомщению за смерть Абулхаира.

Джанибек батыр в своем стремлении к политической поддержке со стороны России, был нацелен на объединение авторитетных родоправителей и батыров в борьбе против джунгар.

В 40-х годах XVІІІ века джунгарский правитель Галдан Церен совершил ряд значительных победоносных походов против казахов. Он взял в плен султана Абылая. Для закрепления своего господства, Галдан Церен потребовал аманат из числа детей известных людей в качестве условия для заключения мирного соглашения.

В 1743 году Джанибек получает требование от джунгарского военоначальника нойона Септена прислать аманатов. Джанибек был категорически против этого требования. С этой целью он обращается с письмом к Оренбургскому губернатору, а также к родоправителям Среднего жуза Казыбек бию и Кабан бию. Кроме того, он пытался привлечь необузданного башкира Карасакала в качестве союзника, учитывая что тот боролся с Галдан Цереном за джунгарский трон [Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи (XVІІ-XVІІІ вв.).–Алма-Ата, Гылым, 1991, с.121-134].



Джанибек был заинтересован в политике расширения казахских кочевых земель путем углубления дипломатических взаимоотношений и разносторонней торговли с Российской империей. В русских письменных источниках сохранились высказанные Джанибеком наполненные глубоким смыслом слова, которые свидетельствуют о его нескончаемой вражде с калмыками, показывают его героический портрет, умение договариваться, верность слову и клятве.

Как было упомянуто выше, Джанибек был против отправления аманатов к джунгарам. По данному поводу он высказывал следующее: «стрела моего лука раньше долетит до калмыков, чем приедет к ним мой сын в качестве заложника» (Қалмаққа менің ұлым жеткенше, садағымның жебесі бұрын жетер) [Ерофеева И.В. Между всеми старшинами знатнейший. Первый казахский тархан Жанибек Кошкарулы.- Алматы, 2013, с.140].

Джанибек был не только храбрым воином и смелым военчальником, но и искусным диломатом, сторонником мирных переговоров. До нас дошли его слова о том, что «будучи на войне – кости белеют, а живучи в миру и покое волосы седеют» (Соғыса берсең, сүйегің ағарады, бейбіт болсаң, сақал-шашың ағарады).

С учетом способностей и большого авторитета Джанибека, Россия наградила его тарханной грамотой. Он самый первый среди казахских батыров, получивших эту награду. Царская Россия возродила военный чин «тархан», который активно использовался в период с VII по XV века, от Тюркского каганата до Улуса Джучи. Титул «тархан» вышел из активного употребления после распада Золотой Орды. Возобновлением института тарханства Царская Россия хотела закрепить свое влияние в Степи и ослабит ханскую власть. До казахов это награда использовалась в отношении башкиров.

Джанибек умер в 1751 году. Как пишут историки, батыр похоренен на левом берегу реки Иргиз. По упоминанию россйиского исследователя в начале ХІХ века у места захоронения прошли грандиозные поминки. [Ерофеева И.В. Между всеми старшинами знатнейший. Первый казахский тархан Жанибек Кошкарулы.- Алматы, 2013, с.165-166].

Алмасбек Абсадык, доктор филологических наук, профессор КГУ им.А.Байтурсынулы
Просмотров материала: 3