Нуртаза АБДУЛЛАЕВ,
заведующий кафедрой истории Казахстана, доктор исторических наук, профессор АРУ имени К. Жубанова


В процессе распада СССР возникла важная историко-правовая задача – формирование новой государственности. Основные положения Конституции РК были приняты на всенародном референдуме 30 августа 1995 года, в последующем в нее вносились поправки.

По Конституции 1995 года государство утверждало себя демократическим, светским, правовым, высшими ценностями провозглашались человек, его жизнь, права и свободы. По историко-правовому документу Казахстан объявил себя унитарной республикой с президентской формой правления. Единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет ее через республиканский референдум, свободные выборы, а также путем делегирования власти госорганам. Отсюда логически следует, что власть осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Ветви власти взаимодействуют между собой с использованием системы сдержек и противовесов.
Конституция провозгласила идеологическое и политическое многообразие, на основе которого в Казахстане созданы и работают различные политические партии и общественные объединения. Признаются и подлежат равной защите государственная и частная собственность. Земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. Государственным языком является казахский, однако в госорганизациях и органах местного самоуправления наравне с ним официально употребляется русский. Создаются условия для изучения и развития языков этносов, населяющих Казахстан.
В историко-хронологической последовательности первая Конституция Казахстана была принята в окончательной редакции Постановлением ЦИКа Казакской АССР 18 февраля 1926 года после образования СССР и с учетом Конституции РСФСР 1925 года. Данный Основной закон закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов власти, исполнительно-распорядительных органов. В нем были определены основные начала активного и пассивного избирательного права, бюджетного права. Согласно данной Конституции, Казахстан являлся равноправной республикой в составе РСФСР. Одним из авторов проекта первой Конституции был Абдурахман Айтиев.
Конституция Казахской ССР 1937 года, принятая на Х Всеказахском съезде Советов 26 марта 1937 года, состояла из 11 глав и 125 статей, там было прописано: «Вне пределов ст. 14 Конституции СССР Казахская ССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права». В Конституции 1937 года были закреплены также добровольное объединение с другими равноправными республиками в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической обороны (ст. 13), неизменяемость территории без согласия КазССР (ст. 16), вопросы ведения республики, согласно которым были сформированы высшие республиканские и местные органы государственной власти, контроля за исполнением законодательства, охраны государственного и общественного порядка и прав граждан, взимания налогов и т. д. (ст. 19). Также была установлена система органов суда и прокуратуры.
В нем же были определены основные права и обязанности граждан: право на труд (статья 96), на отдых (статья 97), материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 98), охрану здоровья, гарантии свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности, жилища, переписки граждан, право убежища иностранным гражданам, иммигрировавшим на территорию РК.
Конституция КазССР 1978 года была принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики IX созыва 20 апреля 1978 года. Документ состоял из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173 статей. Согласно ей, власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Над системой органов власти и управления была поставлена Коммунистическая партия КазССР (ст. 6). Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
В Конституции 1978 года были определены национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция высших и местных органов власти и управления (статьи 78-83, 97-139), принципы избирательной системы, правовой статус народных депутатов, институты государственного плана экономического и социального развития, государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского надзора и т. д.
В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане был принят ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года. Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти» от 20 ноября 1990 года, в нее были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров. Среди других: Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года, Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, Закон «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года и так далее.
Первая Конституция независимого Казахстана – Конституция Республики 1993 года — была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция утвердила правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения власти, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда – Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие.
В основу Конституции 1993 года была положена модель парламентской республики. Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость начального периода независимости. С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой – вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти, поскольку в ее тексте этот вопрос остался неурегулированным.
Последующие события не способствовали как стабилизации политической и социальной ситуации в стране, так и закреплению курса на трансформацию всех сторон общественной жизни. Более того, предметом общественной полемики стали некоторые принципиальные положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства.
И наконец, Конституция была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме, этот день является государственным праздником. Принятию Основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта населением. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений, в которых приняли участие более трех млн граждан. Было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей было внесено более 1 100 поправок и дополнений. В последующий период внесены пять изменений и дополнений: в 1998-м, 2007-м, 2011-м, 2017-м, 2019-м годах.
В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий Президента, депутатов Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее в статье 33 верхний возрастной предел в 60 лет (в исключительных случаях 65 лет) для госслужащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов Мажилиса (из 70) избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.
Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счет введения нормы об утверждении Премьер-Министра парламентским большинством и процедуры консультаций Президента с партийными фракциями при назначении главы правительства; Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис и Сенат Парламента согласно установленной квоте.
В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны. Так, в статью 41 был внесен пункт 3-1 о наделении полномочий Президента на назначение внеочередных президентских выборов.
В марте 2017 года в Конституцию вновь были внесены изменения, позволяющие устанавливать в пределах Астаны особый правовой режим в финансовой сфере (статья 3-1). По мнению профессиональных юристов, мотивом данных изменений в Конституцию стала попытка легитимизировать Международный Финансовый Центр «Астана», несмотря на лозунг перераспределения полномочий между ветвями государственной власти (практически не ослабляющие вес
Президента в системе).
Президент Касым-Жомарт Токаев 5 мая огласил проведение референдума по поправкам к Конституции. Цель поправок – переход к «новой государственной модели, новому формату взаимодействия государства и общества» и переход «от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчетным Правительством». Рабочей группой были подготовлены поправки к 33 статьям. Референдум состоялся 5 июня 2022 года с положительным результатом в 77%.
Таковы историко-правовые, законотворческие направления по эволюции государственности в суверенном Отечестве – Республике Казахстан.

Фото из архива «АВ»