Женщина с тремя детьми несколько суток ночевала на скамейке в парке у железнодорожного вокзала. Другая жила в аэропорту с ребенком под сердцем. Мать пятерых детей осталась без жилья и с кредитом на шее, ее поместили в психоневрологический диспансер. Как актюбинок, попавших в беду, спасают в кризисных центрах города.


Без крыши над головой, с ребенком под сердцем

Женщины, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, могут обратиться в три учреждения: Кризисный центр для жертв бытового насилия города Актобе, «Ана үйі» и Центр оказания помощи инвалидам и пожилым гражданам «Аққу». Там можно поселиться на полгода. За это время нужно трудоустроиться, заработать на первое время на аренду жилья, а многим – еще и освоить профессию. Питание, проживание для женщин и детей – бесплатное.
Что представляют собой эти центры, выясняла журналист «АВ». Первым делом мы приехали в «Ана үйі», расположенный в арендованном двухэтажном коттедже на окраине города. Основная задача центра – чтобы матери не бросали своих детей. Условия, как в студенческом общежитии: в комнатах живут по две женщины, есть шкаф, кровати. Центр рассчитан на пять мам с детьми. Когда мы заглянули к ним, там было четыре постоялицы с малышами, из них двое – новорожденные. Приготовление пищи, уборка, уход за огородом и другие заботы распределены между проживающими.
– Продукты, памперсы, коммунальные платежи и аренду здания оплачивают наши спонсоры, – рассказывает социальный работник «Ана үйі» Эльза Сагынтаева. – Три-четыре раза в неделю у нас работают психологи. Кроме того, проходят мастер-классы по маникюру, педикюру, макияжу, кулинарии. Обучение бесплатное. После самых старательных могут трудоустроить. Например, по инициативе и на средства владелицы ресторана «Sarqyt» девушек обучают национальной вышивке, иногда она принимает их на работу. Актюбинки шьют и расшивают чапаны, ткут ковры на продажу.


Как связаться с «Ана үйi»
Через страницу в Инстаграм @aktobe.dommamy или @maira_salmanovna, обратиться в городскую поликлинику № 1 или в полицию. Медики и полицейские приведут вас в «Ана үйi».


Социальный работник рассказала, что уже не первый год медобслуживанием постоялиц их заведения занимается городская поликлиника № 1, обучением дошколят – садик «Үміт».
– Большинство наших девушек трудоустраиваются и откладывают деньги на съем жилья, которое им потребуется уже через полгода, – продолжает Эльза Сагынтаева. – Утром отводят детей в садик, вечером забирают.
Ситуации, в которые попадают женщины, самые разные. Так, 19-летняя беременная попала в «Ана үйi» на девятом месяце. Девушка вступила в гражданский брак еще в 16 лет. Молодые официально зарегистрировали союз в 18 лет. После произошел конфликт и отношения испортились. Она хотела вернуться к матери, приехала в Актобе, но та живет в полуторке с сыном, имеющим инвалидность. Будущая бабушка не решилась приютить еще и дочь, которая вот-вот родит. Идти было некуда, поэтому беременная обратилась в кризисный центр. Есть надежда, что после родов молодые помирятся, девушка вернется к супругу.
Следующая постоялица «Ана үйi» – 44-летняя Антонина. Она находится тут уже пять месяцев. Буквально недавно у нее появилась дочь Маргарита.
– Родилась я в Восточно-Казахстанской области, временно жила и работала юристом в России. У меня оказались просрочены документы, поэтому выдворили на родину, в Казахстан. Около трех месяцев жила в аэропорту Алматы. Попасть в «Ана уйi» удалось благодаря давней знакомой, сердобольной уроженке Актобе. Она купила мне билет на поезд, встретила тут и оформила в это заведение. Тогда я находилась на четвертом месяце беременности. Очень благодарна «Ана уйi». Мне дали кров, еду, предоставили возможность спокойно выносить дитя. Благодаря такой заботе я не погибла и дочь родилась здоровой. Сейчас все мои мысли о том, что я буду делать через месяц. Полугодовой срок пребывания здесь закончится, нужно будет уйти отсюда, самостоятельно как-то выживать с ребенком. А дочь маленькая, требует постоянного ухода. По образованию я юрист, специалист по гражданскому праву. Могла бы оказывать услуги онлайн, но не хватает ноутбука. Мое имущество осталось в России.
Если у кого-то из читателей «Актюбинского вестника» лежит дома без дела ноутбук и они могут мне его подарить, буду очень благодарна. Для меня оргтехника – шанс заработать на аренду жилья и вырастить Маргариту, – со слезами на глазах попросила Антонина.


История со счастливым концом

Большинство девушек приходит в «Ана үйi» в подавленном состоянии – дают знать о себе побои мужей и жизненные трудности. Тут с ними занимаются психолог, социальный работник. Больше всего сотрудницы центра радуются, когда их постоялицы удачно устраивают личную жизнь.
Одна из таких историй – судьба 27-летней девушки из Мугалжарского района. Она вышла замуж по любви, но не нашла взаимопонимания со свекровью. Частенько даже иголки находила под подушкой. Муж начал топить раздражение в алкоголе. Потеряв контроль над эмоциями, кидался на жену с кулаками. Келин узнала, что беременна, и приняла твердое решение во что бы то ни стало вырваться из этой семьи. Тайком убежала в город и нашла убежище в «Ана үйi».
В первую очередь ее направили к врачам, что оказалось своевременным. Медики подобрали будущей матери лекарства от сахарного диабета, повышенного давления, поставили на учет по беременности. Несмотря на интересное положение, постоялица центра быстро трудоустроилась в Актобе. Днем она работает, а в центре только ночует. Буквально через пару месяцев девушка удивила сотрудниц центра новостью: разводится с супругом и выходит замуж за другого – познакомилась с ним в социальных сетях. Сначала сотрудники «Ана үйi» сомневались, что у парня серьезные намерения. Но он оказался вполне перспективным и воспитанным, из порядочной семьи. Свадьбу наметили на август. Что касается будущего малыша, то жених дал слово воспитывать его как собственное дитя.


Куда звонить при домашнем насилии
По номеру 102. Подав заявление, жертва тирана может поселиться в Кризисном центре для жертв бытового насилия по улице Ливенцова, 10. Можно получить консультацию на странице Инстаграм @crisis_center_for_women:
• по номерам 150 и 111.
Это республиканские горячие линии. Они перенаправляют обращение на местный уровень;
• по номеру 8-707-987-34-60 (ватсап). Телефон доверия Центра оказания помощи инвалидам и пожилым гражданам «Аққу»;
• по номерам 8-800-080-77-71 – бесплатный звонок в «Ана үйi» и 8-747-311-40-45


Терпела, пока не сломали нос и челюсть

С 2017 года в Актобе действует общественное объединение «Центр оказания помощи инвалидам и пожилым гражданам «Аққу». Первоначально его деятельность была сосредоточена на поддержке уязвимых категорий населения, а в прошлом году здесь открыли кризисный центр для жертв бытового насилия. Действует система поддержки по восьми направлениям: от юридической и психологической помощи до содействия в трудоустройстве и оформлении документов. Женщинам с детьми, пожилым людям и другим нуждающимся предоставляют бесплатное и анонимное проживание в течение 3-6 месяцев.
– Обращения поступают ежедневно. В среднем – от 10 до 15 человек в месяц. Поселяются у нас, конечно, не все. Кто-то звонит, просит консультацию, кто-то приходит с вещами, спасаясь от насилия. У нас нет строгих ограничений: помощь оказывается гражданам Казахстана, иностранцам с ПМЖ, лицам без гражданства, даже без документов, если подтверждается факт насилия. Место жительства значения не имеет: город, район или даже другая область, – рассказывает директор центра Динара Карабалина. – График работы у нас круглосуточный. Как правило, домашние скандалы происходят за полночь. Порой избитые женщины звонят в два-три часа ночи. Вызываем на их адрес полицию, пострадавший пишет заявление и уже после приезжает к нам, обычно это женщины с детьми. Центр имеет 25 койко-мест, сейчас у нас находится 20 человек, в том числе дети.
Динара Карабалина рассказала случай из практики. Женщина жила в поселке, 25 лет терпела побои супруга. У нее высшее образование, работала учительницей. И только когда семья поставила детей на ноги, она, наконец, решилась уйти. Подала заявление на мужа в полицию после очередного рукоприкладства. Он сломал ей нос и челюсть. Приехав в город, педагог несколько месяцев жила в «Аққу».
– Сопровождение жертвы – ключевой элемент работы центра. Пострадавший не остается один. Когда человек приходит в центр, первым его встречает психолог, он помогает справиться с шоком, тревогой, чувством вины, – продолжает Динара Карабалина. – Далее подключается юрист, объясняющий, какие меры можно принять – от получения защитного предписания до подачи заявления на развод. Социальный работник окажет содействие в восстановлении документов, оформлении пособий, поиске детского сада, школы или жилья. Если в семье есть дети и им грозит опасность, специалисты обязательно уведомляют органы опеки. Специалист может присутствовать на встречах с представителями полиции, миграционной службы, органов соцзащиты, помочь составить документы, а при необходимости даже сопроводить в суд.
Деятельность «Аққу» финансируется за счет государственного заказа, выделяемого отделом занятости и социальных программ города Актобе.


Жестокость со стороны близких

В Кризисный центр для жертв бытового насилия пострадавших направляют полицейские. Чаще привозят сюда женщин – с синяками, иногда даже в гипсе – мужья им ломают руки, носы, челюсти. В здании по улице Ливенцова, 10 когда-то располагалось кафе, потом его выкупили под детский садик, а сейчас два этажа предназначены для содержания женщин и детей, всего имеется 50 мест. В момент нашего посещения в центре жили 16 постояльцев. Нам пояснили, что зимой желающих получить кров в разы больше. Снаружи здание напоминает секретный военный объект: высокий забор с кольями, вход через переговоры по видеосвязи.
– Работаем в тесном контракте с прокуратурой и полицией, – рассказывает директор Кризисного центра для жертв бытового насилия, депутат городского маслихата, заслуженный мастер спорта по самбо Райса Байлиева. – Руковожу центром второй год. К нам поступают актюбинки с разбитой головой, в гипсе. Не так давно доставили одну, обманутую близкими. Муж ее избивал, свекровь и дальняя родственница тоже. Они открыли на ее имя бизнес, оформили кредиты, пятерых детей отправили в центр «Аяла», а саму мать определили в психоневрологический диспансер. Теперь мы вместе с полицией и прокуратурой работаем, чтобы вернуть ее жизнь в нормальное русло. Другая с двумя маленькими детьми жила в парке возле железнодорожного вокзала. Она сбежала в Актобе из поселка от побоев мужа. Младшему ребенку было всего семь месяцев. Ее заметил участковый и определил к нам. У нее не было даже удостоверения личности, только свидетельства о рождении детей и о браке. Замужем она была 11 лет. В центре ей восстанавливают документы.
В неблагополучных семьях дети растут педагогически запущенными. Как-то поступила мать с четырьмя детьми из дальнего района. Ее ребенок учился в 4-м классе, но не умел читать и писать. Педагогам средней школы № 16, куда определяют всех детей центра, пришлось начинать его обучение с азов.
По рассказам Райсы Байлиевой, встречаются среди постоялиц наркозависимые. Когда случаются ломки, они становятся невероятно агрессивными. Однажды пришлось вызывать службу 102 и скорую помощь – женщины в таком состоянии скинули со второго этажа охранницу центра. После этого в заведении внедрили лицензированную охрану, установили тревожную кнопку.
– У нас режим дня: подъем в семь часов утра, зарядка, трудотерапия, в 22.00 – отбой. Постоялицы с девиантным поведением не выдерживают строгих порядков, не хотят сюда возвращаться. Поэтому винить во всем одних только мужчин нельзя, – считает Райса Байлиева.
К сожалению, дамы, попавшие в тяжелые жизненные обстоятельства, после полугодичного пребывания в кризисном центре редко меняют свою жизнь. Но есть и исключения.
– Как-то поступила женщина с пятью детьми. Очень трудолюбивая, даже зимой на улице работала, подметала дворы, мыла полы в подъездах, – продолжает Райса Байлиева. – Изо всех сил она пыталась вырваться из тяжелого положения. Радует, что дети, глядя на мать, стараются ее радовать. Недавно узнали, что ее сын поступил в НИШ, в 7-й класс.
Еще один положительный случай произошел в прошлом году. Постоялица центра получила грант на приобретение оборудования за 1,5 млн тенге. Сестра предоставила ей комнату для развития бизнеса, женщина начала свое дело. Следующий факт касается матери пятерых детей, инвалида второй группы. Благотворительный фонд подарил ей двухкомнатную квартиру.
Немалое беспокойство работникам учреждения доставляют отцы. Они то приходят к зданию с цветами и просят у жен прощения за побои, то кидаются на сотрудников центра и требуют вернуть их вторых половинок домой. В минувшем году неоднократно приходилось выписывать защитное предписание, чтобы абьюзеры не приближались к своим жертвам.
По сравнению с частными организациями, государственный кризисный центр имеет большую площадь здания и земельного участка. Предусмотрены изолятор с отдельным входом для новеньких, столовая, коворкинг-центр, комнаты работы с психологом, небольшой спортзал. Обновлены система отопления, мебель, подушки и матрацы. Есть автомашина ГАЗель, чтобы вывозить женщин на медицинское обследование.
– Когда я устроилась сюда, были серьезные проблемы с отоплением. Осенью мы начали замену системы. Маслихат и коллектив поддержали, сначала мы заменили отопление, потом – крышу, – рассказывает директор центра Райса Байлиева. – Готовимся менять систему канализации, пока тут стоят старые чугунные трубы, которые часто выходят из строя. Нужны также пластиковые окна. У нас старые деревянные, мы их ежегодно замазываем, чтобы не сквозило. Спонсоров у организации нет, вся надежда на бюджетное финансирование.
Таким образом, домашнее насилие – это не частное дело семьи, а общественная проблема, которую решают как за счет средств госбюджета, так и вливаний спонсоров. Кризисные центры стали тем самым местом, где жертва получает шанс начать новую жизнь. Это не просто юридическая помощь или временное убежище, а восстановление человеческого достоинства и веры в то, что можно жить иначе.

Татьяна ТОКАРЬ