Его предки были известными виртуозами. Ученые из Академии наук Казахской ССР специально приезжали в далекий Коптогай Байганинского района, чтобы записать кюи в исполнении его дедушки и дяди. Поэтому его путь в домбристы был предопределен.
Главный концертмейстер оркестра имени Ахмета Жубанова при областной филармонии имени Газизы Жубановой, преподаватель музыкального колледжа, Отличник культуры РК Талап Хамзин уверен, что талант исполнителя передался ему по крови. Его дед Хамза Есжанов, ветеран войны и Герой Социалистического труда, был известен на весь Байганинский район как левша-исполнитель кюев. Рассказывают, как он выезжал к другому известному виртуозу Болтеку на состязание – күй тартыс. Все пятеро сыновей Хамзы впитали творчество отца: пели, исполняли терме, жыр и кюи, играли на баяне, аккордеоне, домбре и других инструментах.
– Второй сын дедушки Сабилхан настолько превзошел своего отца, что молва о нем как об исполнителе кюев дошла до Академии наук Казахской ССР. И в начале 1970-х годов в наш аул Коптогай, что в 90 километрах от райцентра, приехали исследователи, записали игру Сабилхана Хамзина. Эту запись я нашел позже в архиве, когда учился в консерватории, – рассказывает Талап Хамзин. – Мой отец Едилхан работал киномехаником. До и после показа фильмов на животноводческих точках они с нашей мамой Куралай давали концерты: пели, исполняли кюи, терме, жыр на всех инструментах. Зачастую брали меня с собой, и я тоже играл на домбре.
У родителей Талапа не было специального музыкального образования. Поэтому они отправили сына в райцентр к старшему брату Адилхану. Жил мальчик у старшего отца (үлкен әке), который записал его в музыкальную школу. Пять лет обучался он у Жибек Ильясовой. Затем поступил в музыкальное училище имени Ахмета Жубанова, где повышал мастерство у Нуредина Омарова. В государственной консерватории имени Курмангазы Хамзину также повезло с педагогами. Учился у мэтров Абдулхамита Райымбергенова и Айтжана Токтаганова.
– Всю жизнь я с домброй, четверть века – на профессиональном уровне. Могу сказать: какую бы сферу я ни выбрал, все равно искусство, переданное генами, дало бы о себе знать, – признается Талап Хамзин.
Как исполнитель он лауреат и дипломант не одного республиканского и международного конкурса. Кстати, в его студенческие годы конкурсов было не так уж и много, но он всегда возвращался с наградой.
– Конкурсы – это путь к мастерству и мотивация к усовершенствованию игры. Поэтому, будучи педагогом, готовлю своих учеников к большой сцене. Благо ныне конкурсов – пруд пруди. Порой дети сами просят подготовить их на то или иное творческое состязание. За более чем 20-летнюю педагогическую деятельность вырастил немало лауреатов. Некоторые превзошли мой уровень, и я горжусь этим, – продолжает преподаватель музыкального колледжа имени А. Жубанова.
Многие из его учеников трудятся педагогами в разных уголках страны, играют в ансамблях, а кто-то стал коллегой в областной филармонии. К примеру, искусный исполнитель Айнур Сакупова преподает в Атырауском колледже, Амантай Ашыкбаев окончил университет «Шабыт» в Астане и остался работать там же. Аян Хайролла окончил консерваторию, работает в Алматы. В колледже и оркестре с Хамзиным трудятся Жалгас Болатулы, Курмангазы Асылханов, Бекарыс Балмагамбетов, Данияр Тынымбаев и другие.
– Не могу вспомнить, чтобы кто-то из моих воспитанников попрощался с домброй, – добавляет педагог. – Сегодня наш национальный музыкальный инструмент популярен на весь мир. А в Советском Союзе домбра редко появлялась на сцене, разве что по случаю крупных мероприятий. С обретением независимости наши знаменитости Каршыга Ахмедияров, Айтжан Токтаганов, Абдулхамит Райымбергенов, Айгуль Улкенбаева и другие стали выступать за рубежом и внесли огромный вклад в популяризацию казахской культуры.
По мнению главного концертмейстера казахского оркестра имени Ахмета Жубанова, ныне у молодежи есть возможность выехать на зарубежную сцену с домброй. Невозможно не выделить огромную роль в популяризации домбры Димаша Кудайбергена. Благодаря ему граждане Турции, Китая, Японии и других стран полюбили домбру. К примеру, в соцсетях вирусится поклонница Димаша из Чили, которая выучила казахский язык и научилась играть на домбре, ради этого она приезжала в Казахстан.
– Смотрел видео, где она заказывает еще одну домбру, поднимает ее выше головы и плачет над звуком. Это для меня один из самых трогательных моментов, – говорит Талап Хамзин. – То есть благодаря игре на исконно казахском инструменте любой человек может стать популярным и уважаемым в обществе. Скажу больше: ребенок, играющий на домбре, не способен на плохие поступки. И вовсе не обязательно, чтобы он занимался на профессиональной основе.
Не так давно, 17 июня, Отличник культуры РК Талап Хамзин дал сольный концерт «Күй қазына» на сцене Өнер орталығы в связи с 50-летием.
– Приехали со всех концов страны те, кто учился со мной в консерватории, – поделился Талап Хамзин. – Пригласили сокурсницу по училищу, деятеля культуры РК Айгуль Елшибаеву. Конечно, среди почетных гостей были мои педагоги-мэтры Кайыргали Кожанбаев, Абдулхамит Райымбергенов и другие. Они не только стали гостями, но и внесли свой вклад – концерт прошел на высшем уровне. Несмотря на преклонный возраст, откликнулась и моя первая учительница в музыкальной школе Жибек Ильясова из Карауылкельды. Зал был полон зрителями. К сожалению, три года назад из жизни ушел отец, но в первом ряду сидела мама. Она осталась довольна мною. Это самая высшая оценка для меня: я смог оправдать их надежды.
Абат КАРАТАЕВ
Фото из личного архива Талапа ХАМЗИНА
Комментарии