Абат КАРАТАЕВ
После долгих уговоров я разрешил поработать своим детям-школьникам во время летних каникул. Оговорюсь сразу: как многодетная семья мы не получаем АСП, но и в списке олигархов от Форбс наша фамилия не значится. Даже если бы мы оказались родственниками, наследниками арабских шейхов или Гейтса, все равно воспитание через труд да и получение навыков зарабатывать, считать деньги с детства в наше время никто не отменял. Я и сам, несмотря на пресловутое социалистическое общество, будучи школьником, трудился на полях совхоза. Итак, младшая дочь устроилась в небольшую столовую. Выбор на этот общепит пал по нескольким критериям: там не продается спиртное, работает она только днем. Учли мы и кондитерские способности подростка.
За семейным ужином расспрашиваем дочь о трудностях и впечатлениях. Удивило ее, что люди нередко оставляют целые обеды, не доедая или даже не притронувшись к блюду. Хотя при этом не жаловались на качество приготовленного. Она успокаивала себя тем, что пищевые отходы не идут в мусорный контейнер. Их забирают люди и даже фермы для собак, кур и так далее. Можете возразить, что негоже считать чужие деньги. Но отмечу, что это только одна небольшая столовая на пару десятков мест. А если взять это в масштабе города – сколько еды идет на корм животным из многочисленных ресторанов?
Не хочу говорить насчет торжеств, где порой за слишком обильным столом горы еды остаются нетронутыми. Но мы настолько стали расточительными, что даже после похорон многое идет в отходы. Лет десять назад на республиканском форуме имамов, который прошел в Актобе, духовенство страны разработало меню для поминок. Тогда все точки общепита приняли его единогласно, ограничиваясь горячим мясным и несколькими наименованиями на чай. Не раз видел, как вполне состоятельные люди не могли поставить на стол қазы-қарта, не говоря о салатах и других яствах. Хозяева извинялись за вынужденный бедный дастархан, а пришедшие выразить соболезнования в один голос отвечали: «Наоборот, это правильно! Давно пора экономить и не транжирить, тем более в момент горя». Однако норма продержалась максимум три года, и снова мы видим обилие еды, которую за час-полтора на садақа просто невозможно съесть.
Невольно вспоминаешь стихотворение великого Абая: «Ғылым таппай мақтанба». Его содержание остается актуальным и сегодня, спустя полтора века. К сожалению, в последнее время часто встречаю людей, и даже среди уважаемых в обществе аксакалов, для которых пять таких врагов, как злословье, ложь, хвастовство, безделье и мотовство (өсек, өтірік, мақтаншақ, еріншек, бекер мал шашпақ), от которых предостерегал Абай, стали нормой жизни.
Если вы считаете, что материал нарушает авторские права или содержит недопустимый контент — сообщите нам:
Оставьте ваш комментарий (будет видно Ваше имя):
Комментарии