Во Владивостоке отмечают 109-летие трамвая. 9 октября 1912 года в городе было открыто трамвайное движение по улице Светланской. В этот день на Дальнем Востоке России началась новая эпоха в развитии общественного транспорта.
Первым знаменательным днем, однако, стало 23 июня 1908 года, когда на улице Светланской состоялась закладка трамвайной линии. В вырытую яму бросили несколько монет, затем опустили медную доску с надписью о закладке трамвая и залили ее бетоном. Но средств города хватило только на строительство рельсового пути от Луговой до улицы Петра Великого. Дальнейшая работа была приостановлена и возобновилась только в 1911 году, когда городская дума заключила с крупным предпринимателем Циннерманом и инженером Громодэским концессионный договор на доставку и эксплуатацию трамвая с правом выкупа его через 5 лет.
К октябрю 1912 года строительство трамвайной линии по Светланской улице от Луговой до вокзала было закончено. Строительство линии продолжалось четыре года. 9 октября 1912 года трамвайное движение было открыто. Вагоны пошли от Луговой до железнодорожного вокзала. По узкоколейной дороге курсировали деревянные вагончики бельгийской постройки, которые катали всех желающих бесплатно.
В 1917 году было открыто движение трамваев до товарной станции «Первая Речка». В тот год трамвайный парк насчитывал уже 14 вагонов.
1 апреля 1935 года на линию были впервые пущены два спаренных вагона, а в 1936 году проложена вторая колея трамвайного пути по Океанскому и Народному проспектам до 3-й Рабочей. К этому времени в городе получили 46 моторных и прицепных вагонов Мытищинского завода.
В 1955 - 1956 годах во Владивостоке проложили трамвайную линию на участке от Луговой до Загородной (ныне ул. Борисенко), ее протяженность составляла 2,5 км. В 1960 году трамвайный парк пополняется 6 вагонами Рижского вагоностроительного завода, рассчитанными на 150 человек.
В 1962 - 1964 годах открыты маршруты № 3 «Луговая - 3-я Рабочая» и № 4 «Вокзал – Сахалинская», спустя еще несколько лет - маршрут № 5 «Вокзал – Баляева».
Последним открытым стал трамвайный маршрут № 7 «Вокзал - 3-я Рабочая – Гормолококомбинат». Через пять лет его продлили до ул. Баляева.
На 1 января 1992 года трамвайный парк насчитывал 140 вагонов. Длина трамвайных путей составляла более 40 километров, а количество трамваев, ежедневно выходивших на линию, - более 100 единиц.
Первым закрыты трамвайным во Владивостоке стал маршрут № 5, это случилось в 2007 году. Тогда начался демонтаж разворотного кольца на площади Луговой в связи с ее реконструкцией.
Спустя два года, 15 августа 2009 года, начался демонтаж трамвайных путей на перекрестке улиц Светланской и Алеутской. Основная причина – их аварийное состояние.
В 2010 году трамвайные пути были демонтированы в районе Покровского парка и далее по Океанскому проспекту, в результате чего был закрыт маршрут № 4.
Поэтапно в центральных районах Владивостоке были демонтированы все трамвайные пути. Сегодня ежедневно на линию выходят трамваи, следующие по маршруту № 6 «Сахалинская – Мингородок». В марте 2020 года на маршрут вышли 10 вагонов, переданных приморской столице правительством Москвы.
Стоимость проезда в трамвае Владивостока сегодня составляет 20 рублей.
Фото из архива
Комментарии