Читатели нашей газеты жалуются на обедневший ассортимент в магазинах и автолавках областного потребительского общества.

Этот вопрос, в частности, поднимался на недавнем приеме граждан, который провел председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Андрейченко в Ушачах.

Так, старейшина деревни Дорошковичи говорил о том, что если жители горпоселка могут пойти в магазины других торговых сетей, то сельчане довольствуются тем, что привезет автолавка. А в ней нет гречки, сыра, белорусских конфет, фруктов, из мясных продуктов только вареная колбаса и зельц. К Новому году люди не могли купить мандаринов (не говоря даже о хурме и ананасах). У многих праздник ассоциируется именно с этими цитрусовыми, которые обязательно должны присутствовать на столе.

Да ладно мандарины, спичек в некоторых магазинах райпо на Россонщине днем с огнем не найти. Молоко могут купить только те, кто успел к завозу, а опоздаешь немного, останешься без этого любимого многими продукта.

Чтобы самим убедиться в
достоверности претензий деревенских жителей, мы решили отправиться вслед за автолавкой, курсирующей по населенным пунктам Ушачского района, заодно и заглянуть в сельпо.

Магазин на колесах застали в деревне Рагозино. За покупками пришли только два человека, которые остались зимовать. Есть населенные пункты, где только один житель. Туда тоже приезжает автолавка. Летом людей больше, прибавляются дачники. Разговорились с покупателями.

– Мне главное, чтобы хлеб был, – высказала свое мнение
пожилая женщина. – Колбасу купила, масло. А что нам, старикам, еще надо?!

Мужчина помоложе тоже доволен ассортиментом. Если чего нет, попросит продавца, тот привезет.

Продавец, он же водитель, Виктор работает в потребкооперации с 1993 года, последние 20 лет на автолавке.

– Деревенские жители неприхотливые, терпеливые, но, случается, и они мне жалуются, не говоря уже о дачниках, которые привыкли к разнообразию продуктов. Раньше я кофе мог привезти пять наименований, и бананы, и хурму люди покупали. А сейчас с молочными продуктами бывают перебои, печенья в пачках нет, сигарет дешевых, кетчупа, разделки куриной. Порой мне звонят, что-то заказывают, хожу в другие магазины в райцентре, привожу, – откровенничает Виктор.

В день он объезжает по 8 – 13 деревень. Бывает, что из-за нерасчищенных дорог или в распутицу не может добраться до некоторых населенных пунктов. Для людей это настоящая беда, особенно для стариков, которые не могут дойти до ближайшего магазина. А он за несколько километров.

– В Глинище перед Новым годом не доехал, люди ждали, – сетует Виктор.

Чувствуется, что человек он небезразличный. Переживает за своих подопечных, особенно пожилых, которым тоже хочется разнообразить свой обеденный стол, порадовать себя деликатесами. Но, увы, не могут.

В деревне Косари вместе с местной жительницей заглянули в магазин потребкооперации.

– Молоко уже разобрали, – огорчилась женщина.

Мы поинтересовались, почему больше не завозят. Продавец ответила, что столько дают на магазин.

В Ушачском филиале областного потребительского общества знают о проблемах сельской торговли, но решить ее на местном уровне проблематично. Как пояснил заместитель директора филиала Юрий Хомич, и прежде, и в настоящее время потребкооперация единственная занимается облуживанием жителей малочисленных и отдаленных населенных пунктов. Без преувеличения – выполняет социальную миссию. Машины отправляются за десятки километров к одному-двум покупателям, наторговывают по 20 — 40 рублей. При таком раскладе торговую деятельность трудно сделать прибыльной, она приносит убытки.

В крупные населенные пункты, где магазины потребкооперации могли неплохо зарабатывать, пришли другие торговые сети, которые переманили к себе покупателей. Некоторые райпо просто обанкротились. И эти слабые звенья присоединили к более сильным, которые, понятно, сдали свои позиции. Сегодня Ушачский филиал, помимо 200 своих населенных пунктов, стал обслуживать жителей Россонского, Полоцкого районов, ему также передали магазины в Миорском и Глубокском. На балансе 19 автолавок, некоторые уже изношены и требуют замены. Но пока люди не остаются без основных продуктов. Могут также заказать лекарства, промышленные товары. А ассортимент, признается Юрий Хомич, действительно, стал беднее.

– Раньше мы сами рассчитывались с поставщиками. Наше райпо работало с прибылью. Сейчас у филиала нет своего счета, оплата, а значит, и поставки идут через облпотребобщество. Большая проблема в том, что многие поставщики стали работать только по предоплате, в частности «Санта», «Савушкин продукт» и другие, отсрочку не дают. А свободных денег не хватает, – поясняет Юрий Феодосеевич.

Так где же выход? Как считает Юрий Хомич, он в улучшении финансово-экономического состояния потребкооперации, а это невозможно без развития производства. В Ушачах выпускают минеральную воду, безалкогольные напитки, хлеб, мясные фарши, клецки, голубцы, пельмени. В кулинарии всегда очередь за местной продукцией. Все это приносит доход. То есть можно зарабатывать и компенсировать расходы на сельскую торговлю. Причем каждый филиал должен расширять производственную сферу, тогда и денег в общей копилке будет больше.

Предоплата, которую устанавливают производители за свою продукцию, сырье, тоже тормозит процесс. Возможно, в этом деле нужен компромисс ради общей цели – улучшения торгового обслуживания, следовательно, и качества жизни деревенских жителей.

– Мы не теряем оптимизма. Надо лучше работать, и тогда будет меньше проблем, – подытожили в Ушачском филиале облпотребобщества.

Недавно этот вопрос был рассмотрен на открытом заседании облисполкома с участием председателя Палаты представителей Национального собрания Владимира Андрейченко, председателя правления Белкоопсоюза Олега Мацкевича. Намечены планы, которые позволят обществу крепче стать на ноги, а значит, и в дальнейшем выполнять социальную миссию на более высоком уровне.

Фото Татьяны ПАСТЕРНАК.