Единственная автомобильный переправа, которая выдержала нашествие стихии находится в плачевном состоянии.
– Машина моя бедная утопилась.
День, когда пришла большая вода, Татьяна Киселева помнит до мелочей: ее эвакуировали на катере, паводок унес дрова, деревянные помосты без которых она не может передвигаться, а самое главное пришел в негодность жизненно необходимый автомобиль, который ей пришлось ремонтировать. Компенсация, положенная государством расходы не покрыла.
Татьяна Киселёва, местная жительница:
– Выплатили 15 тысяч, буквально через два дня после подачи, пришлось подавать 4 раза, то там не так, то здесь. Почему-то такая сложность возникла. 4 раза подавали заявление.
А вот семье Паталеевых в выплате отказали.
– Вот она вторая ступенька, и прямо вот видно, даже лестница до сих пор в плесени, как вода подымалась.
Из-за воды сгорела насосная станция, обрушилось подполье : теперь там живут мошки и пахнет плесенью. Негде хранить овощи, заготовленные на зиму, придется продавать за бесценок.
Наталья Паталеева, местная жительница:
– Соседям дали, а мы не подходим под эту категорию, хотя также пострадали.
И таких случаев несколько. Осмотром домов занималась специально созданная районная комиссия.
– Комиссии никакой не было, документы просто машинально отдали.
– Я к Шалькову пошла, он мне сразу сказал, выше пола есть вода? Я говорю, нет. В основном ни у кого нет выше пола, самое то, что интересное, хотя люди выплаты получили.
- Соседи через стенку живут получили, а мы не подошли. Как так можно?
Чтобы получить разъяснения : почему не все пострадавшие получили материальную помощь, мы обратились в районную администрацию. Но там от комментариев отказались.
Последствия стихии в Новоильинске до сих пор устраняют : паводок уничтожил инфраструктуру: 3 пешеходных моста, 3 автомобильных, смыты дороги и огороды. Половина села оказалась практически отрезана от "большой" земли.
Евгений Жамцуев, корреспондент:
- Этим старым железнодорожным мостом раньше никто не пользовался, однако это единственное сооружение, которое уцелело после наводнения. Его быстро подлатали и сейчас он соединяет две стороны села Новоильинск.
Однако он не решает проблем. Водители тяжелых транспортных средств ездить здесь отказываются.
Татьяна Киселёва, местная жительница:
- Вывоз мусора, например не осуществляется, машина большая соответственно если она пустая сюда проедет, полная она не рискнет по этому мосту проехать. Мусор у нас не вывозился. До 4 августа последний раз вывоз был. Школьный автобус как говорят жители, отказывается ездить за детьми на эту сторону, потому что опять же мост ненадежный.
Чтобы дети добирались до школы, к 1 сентября сельская администрация возвела пешеходный мост. Не дождавшись автомобильных переправ, люди обратились к общественникам.
Виталий Иванов, член регионального штаба ОНФ в Бурятии:
- Прошло уже более месяца, и с нашей стороны был отправлен уже официальный запрос в администрацию района с просьбой ситуацию прокомментировать, почему же, уже такие сроки, а работы до сих пор не начаты.
В этот же день в село приехала техника. Сейчас подсыпаны подъезды к 2 будущим мостам, ведется чистка русла реки от обломков разрушенных путепроводов.
Александр Курбатов, прораб:
- По грубому, временный проезд сделать, мосты должны быть к 1 октября. Но ездить будут раньше, просто сначала мы сделаем основу проезда, потом шпалу набросаем и по ним откроем движение.
Лучше ситуация в улусе Дархита, который во время паводка пострадал больше всего. Там была смыта дорога и огороды, а часть дома местной жительницы буквально висела над водой. Сейчас все работы по восстановлению выполнены.
Сэсэгма Аюшеева, местная жительница:
- Сначала был отсыпан грунт, так как здесь был провал огромный, грунт возле дороги и во дворе, и под гаражом размытым. Затем непосредственно приступили к восстановлению, то есть была опалубка, был залит полностью пол, гаражные двери и сейчас мы ждем, когда будут поставлены ворота.
Викторина Алёхина, специалист администрации МО СП "Новоильинское":
— Все это восстановлено своими силами, силами администрации, силами предпринимателей, а также подрядчика. Потому что на данный момент никаких денежных средств нам не поступало, то есть все мы делали это в долг, сейчас подписаны документы, но деньги мы еще не получили.
Как нам стало известно на днях селу было выделено чуть более 4 миллионов рублей на восстановление инфраструктуры.
Евгений Жамцуев, Валерий Муратов. Вести Бурятия.