Как поручение Великого Князя Александра Невского определил свою книгу "Россия начинается с Восхода" тюменский писатель Анатолий Омельчук.
Об этом он заявил на пресс-конференции в пресс-центре информационного агентства "Тюменская линия" 20 февраля.
"Я, пожалуй, сам себе не отвечу, почему занялся "Сибирским путем" в КараКорум Александра Ярославовича. Но у меня нет ни капли сомнения, что Александр Невский сам мне это поручил", - пишет он, предваряя свое исследование в жанре "годового кольца".
В древнерусских летописях ничего не сообщается об этом путешествии князя Александра Невского в монгольскую столицу. Говорится предельно кратко: "Ходи Св. Александр в Канович". Нет сведений о пути следования и пребывании в Каракоруме. Но по описаниям людей, которые бывали в Орде в то время, можно рассказать о жизни монгольской столицы, двора великого хана. То есть восстановить ту историческую обстановку, в которой пришлось жить и действовать князю Александру Ярославичу, добиваясь ярлыка на княжение.
По приезде в столицу Золотой Орды князь Александр Невский должен был, по обычаю степных завоевателей Вселенной, пройти сквозь очистительный огонь двух костров и поклониться монгольским святыням, прежде чем вступить в шатер хана Батыя.
"Такому обряду подвергались все русские князья. Отказ от него грозил немедленной смертной казнью, как это случилось, например, с князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским, - пишет советский и российский военный историк и писатель, кандидат исторических наук Алексей Шишов. - Древнерусский полководец отказался со всей твердостью пройти через очистительный огонь костров и поклониться монгольским идолам. Ханским слугам он сказал: "Не подобает ми, христианину сущу, кланятися твари, кроме Бога; но поклонитеся Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, иже сотвори небо и землю, и море, и вся, яже в них суть".
Князь Александр Невский, оставаясь правителем Великого Новгорода, получил от хана Батыя разрушенный город Киев и "всю Русскую землю". Ханский ярлык давал ему право занять древний киевский престол.
У него, по мнению директора института истории и этнографии государственного педагогического университета (Санкт-Петербург) Романа Соколова, которое приводит в своей книге Анатолий Омельчук, могли появиться и мысли, и предвидения , что это его путешествие, совершенное им с запада на восток, возможно когда-нибудь будет совершено его далекими потомками, настанет государственное единство, подобное тому, какое существовало в 50-х годах XIII века, но только в обратном направлении.
"Исходной точкой этого движения на Восток станет Русь. Я думаю, князь об этом задумывался, - считает Роман Соколов… - Я думаю, он первый кто включил Русь в поликультурную систему. .. тем самым были заложены основы будущего великого дела, то есть страны, в которой мы сейчас живем – многонациональной. С чего–то надо было начинать. Он начал с этого, и в этом, как мне думается, его главный подвиг".
Сам Анатолий Омельчук определяет свою книгу как свое понимание истории нашего государства с сибирской стороны.
"История России – взгляд с востока, - пишет он. – Взгляд русского азиата. Взгляд с востока – по солнцу. Что мне дает право считать, что Сибирь – ментально – первоначальная Россия? Если смотреть не из Москвы, а мне, азиату – из Сибири. …Россия – это Восточная Европа (с точки зрения надменного Запада: второстепенная Европа). А у России есть своя Восточная Россия. Такая же первостепенная".
Великий Князь, по его словам, в этом походе имеет совершенно конкретные политические цели и задачи.
"Он предвидит, предугадывает… - пишет он. – У него есть провидческое видение. Здесь в КараКоруме, в 1250 году начинается Российская Империя в Азии. Это произойдет позже, но начинается она именно во времена его визита, подписания cоглашения с монгольским Великим кааном, именно здесь в КараКоруме… Здесь начинает утверждаться Российская Империя на берегах трех океанов: Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого. Здесь в XIII веке решались судьбы Русской земли века XXI".
"Это мои умозаключения или мои заблуждения на этот счет, но если мы постараемся понять очень сложную логику поступка или подвига Александра Невского, мы очень многое можем внести стратегию развития нашей страны", - подчеркнул писатель.
Борис Олейник